олеся михайлова
Польза использования «Бизиборд» для развития мелкой моторики пальцев рук для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
ПОЛЬЗА, КОМПОНЕНТЫ,
ИЗГОТОВЛЕНИЕ СВОИМИ РУКАМИ
Бизиборд (busyboard) дословно значит доска занятости; по смыслу – развивающая доска.
ИСТОРИЯ И ЗНАЧЕНИЕ
Публикация «Польза использования „Бизиборд“ для развития мелкой моторики пальцев рук для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Развивающая доска для ребенка – изобретение итальянского педагога Марии Монтессори. Она внесла значительный вклад в воспитание детей с нормально-замедленным развитием, т. е. без врожденных умственных дефектов, но отстающих от сверстников в пределах естественного разброса. Нормально-замедленные дети потом догоняют и часто перегоняют ровесников.
Первый бизиборд Мария Монтессори придумала в 1907 г. Биологическая эволюция в принципе не способна успеть за тем, что мы называем прогрессом: наше материальное окружение коренным образом меняется на протяжении жизни менее чем одного поколения. В наше время почти любому нормальному ребенку приходится пройти стадию нормально-замедленного в возрасте прим. от 10-12 мес. до 4-5 лет. Потом его саморазвитие становится все более сознательным и успешным настолько, насколько в этом критическом возрасте малыш сумел приобрести подсознательные навыки. Бизиборд для детей – средство для того, чтобы их выработать.
СОСТАВ БИЗИБОРДА
Первый бизиборд Монтессори был предназначен, чтобы в процессе игры выработать у ребенка моторные (двигательные) навыки обращения с мелкими повседневными вещами – запорами, задвижками, защелками – которые являются самым частым камнем преткновения для детей с замедленным развитием. Функциональность современного бизиборда нужна много шире и далеко не всегда полностью реализовывается в фабричных изделиях.
Каким должен быть бизиборд, чтобы не навредить, а помочь ребенку? Чтобы правильно сделать бизиборд современного типа, нужно, во-первых, знать, что его элементы компонуются в группы (блоки) следующего назначения:
Моторную – для развития начальных моторных навыков.
Моторно-прикладную – для закрепления первоначальных моторных навыков путем обращения с мелкими подвижными вещами повседневного пользования. Бизиборд Марии Монтессори содержал только этот блок.
Ассоциативную – для ускорения развития отвлеченного мышления на основе закрепленных моторных навыков.
Цветовую, т. к. полноценное развитие цветового зрения способствует лучшим успехам по всем предыдущим пунктам.
Второе – хотя ребенок возится с бизибордом играючи, но давать полную волю своей фантазии, делая бизиборд самостоятельно, нельзя. Фантазировать можно при выборе исходного материала и подборе компонент для заполнения доски из подручных средств, но в определенных пределах.
Состав же и расположение элементов развивающей доски на основе должны соответствовать также вполне определенным правилам. Составные части блоков следует размещать по возможности в одной области основы, но геометрическая правильность и казарменное единообразие тут ни к чему. Взаимосвязанные элементы разных блоков нужно располагать по возможности ближе друг к другу.
Доска
Размеры основы бизиборда – от 50х70 см; настенной – до 1,2х2 м. Складная развивающая доска может быть меньше. Лучший материал для основы бизиборда – фанера 8-12 мм или ЛДСП той же толщины классов по истечению фенола Е0 или Е1. Красить доску не надо, покраска и раскраска помешает развитию цветового зрения. Основу достаточно ошкурить и дважды пропитать водно-полимерной эмульсией или разбавленным втрое-вчетверо ПВА, чтобы не пачкалась. Так доска сохранит вид и тактильные (на ощупь) качества натурального дерева, не давая отщепов и заноз.
МОТОРНЫЙ БЛОК
Для развития первичных моторных навыков нужны :
1. Ролики-крутилки, гладкий и с тупыми выступами (поз. 1 и 2 на рис. ниже);
2. Трещотка простая для мальчиков (поз. 3) и разукрашенная (поз. 4) для девочек;
3. Лабиринт с невыпадающим движком, поз. 5-8;
4. Счеты, поз. 9;
5. Детский силомер или взрослый круглый безмен на 3-5 кг, поз. 10;
6. Если бизиборд горизонтальный – компас, поз. 11.
Элементы развивающей доски для выработки начальных моторных навыков
Крутилки
Гладкий ролик помогает ребенку выработать навык воздействия на предмет нажимом с протяжкой; бугристый – касательным давлением или нажимом на рычажок. Вместо гладкой роликовой крутилки еще лучше будет шариковая 2-координатная. Для горизонтальной доски такую можно сделать из шарика для пинг-понга и шариков от шарикоподшипника.
Трещотка и силомер
Назначение трещотки – научить ребенка сообразовывать свои усилия с реакцией объекта воздействия. Добиваясь в процессе игры на бизиборде прикольных звуков, он учится соизмерять меру воздействия с желаемым результатом. В старшем «бизибордном» возрасте, уже освоившись с ассоциативным блоком, ребенок с помощью силомера увидит меру своего воздействия в численном выражении, что крайне важно.
Примечание: детям, действительно нормально-замедленным, да и остальным, переходным звеном от крутилки к трещотке будет колокольчик (для девочек) или велосипедный звонок с ослабленной пружиной для мальчиков. Принцип простой – есть воздействие, есть сигнал о его результате.
Лабиринт
Лабиринт бизиборда – не головоломка на сообразительность и ориентацию для взрослых. Пользуясь им, ребенок вырабатывает уже 2-координатную моторику в пределах некоторой протяженной области. Поэтому ошибочными с точки зрения развития малыша будут лабиринты: Беспорядочной конфигурации с множеством мелких тупиков, поз. 5. «Размытый» по доске и невидимый детским глазом весь целиком, поз. 6. Излишне извитой, стилизованный под «настоящий» ландшафт и с имеющим самостоятельное значение бегунком, поз. 7 – ребенок еще не дорос до таких обобщений, а когда дорастет, предпочтет играть с машинками, не «привязанным» к направляющему желобу. Правильным будет сделать лабиринт бизиборда из нескольких простых элементов, ломаных и плавно изогнутых. Их раскраска должна быть достаточно крупной и вызывающей ассоциации с естественными объектами сходной конфигурации, поз. 8. Примечание: лабиринт может быть совмещен с цветовым полем (см. далее, если для него на доске отдельного места уже не находится.
Счеты
Счеты на бизиборде для маленького прежде всего много классных крутилок, которые можно не только вертеть, но и таскать, что есть переход к 2-координатной моторике. И в то же время счеты – важнейшее связующее звено с ассоциативным блоком и не менее важный его элемент. Поэтому счеты на бизиборд нужны «как настоящие», не менее чем с 4-5 регистрами (направляющими штырями с костяшками) мантиссы (до запятой, 2-3 регистрами аргумента (после запятой) и разделителем. Костяшек на регистрах тоже нужно полное количество, по 10.
Компас
Магнитное поле чувствуют все живые существа, не только киты, птицы и термиты. У людей магнитное чувство очень слабое. Как говорят специалисты, на уровне шумов, но все же есть. Если бизиборд с компасом, то у ребенка в подсознании отложатся смутные ощущения в связи с положением стрелки прибора. Магнитное чувство разовьется, и взрослым он будет увереннее ориентироваться в темноте или незнакомой обстановке, сильнее ощущать наличие и величину электромагнитного поля. Из детей, с младенчества знакомых с компасом, выросло много очень успешных геологов-поисковиков, моряков, геодезистов, разведчиков, исследователей в областях знаний, связанных с электромагнитными процессами, охотников и т. п. Особенно важно раннее знакомство с компасом для военной службы. Научиться стрелять в цель без прицеливания с бедра, навскидку, из положения «оружие над головой», из-за угла и в темноте на звук невозможно без усиленного магнитного чувства.
Первая ступень МОТОРНО-ПРИКЛАДНОГО БЛОКА – дверцы с разнообразными ручками и запорами, поз. 1-4 на рис. Сюда же относится посильный для нажатия детскими ручонками карабин, поз. 5. Наилучший эффект достигается, если дверцы всех 3-х типов – накладные, врезные и накладные над тайниками. Так что не поленитесь, сделайте для бизиборда 2-4 слойную основу. Ключи от замков должны располагаться доступно для ребенка (поз. 6) и быть с большими округлыми головками или на кольце с брелоком, чтобы не подавился, вдруг сунет в рот и рефлекторно сглотнет. Но цеплять ключи на цепочку не надо, таким ключом и взрослому не всегда удобно отпирать замок.
Элементы бизиборда для выработки тонких (мелких) моторных навыков
Развивающая доска с замочками помогает не только выработать мелкую целенаправленную моторику. Ребенок еще не в состоянии объять умом большой мир и стремится создать свой ограниченный мирок. Дверцы его структурируют и упорядочивают, одновременно намекая, что это еще не все, там, за ними, может быть что-то еще. Уложившись в подкорке, эти понятия помогут ребенку быстрее уразуметь, что и взрослый мир не хаотичен, и без страха начать разбираться в порядке его устройства.
От дверей к одежде
И детям, очень хорошо развивающихся, застежки – шнурки на одежде и обуви, часто становятся камнем преткновения. Поэтому моторно-прикладной блок обязательно должен содержать и одежно-обувную часть:
1. Пуговицы с петлями.
2. Шнуровку.
3. Застежку-молнию.
4. 2-3 куска ремня с пряжками ходовых типов.
5. Застежки-липучки.
6. Прищепки.
Весьма желательно – задний карман джинсов, пришпиленный канцелярскими кнопками.
Элементы бизиборда для развития навыков обращения с одеждой и обувью
Шнуровка нужна обувная на изображении или контуре обуви. Беспорядочная шнуровка (вверху на рис. справа) для неокрепшего воображения просто опасна. Узоров, может быть, чадо и наплетет, но риск получить скрытую психическую травму весьма велик. Шнуровка без петель (внизу на рис. справа) не так вредна, но полезных навыков не дает и раздражает.
Неправильное исполнение шнуровок для бизиборда
Молнию лучше ставить пластиковую с крупными зубцами. Меньше вероятности защемить пальчик; в подсознании отложатся принцип ее действия и правила обращения, чтобы не заедала. Джинсовый карман действует, так сказать, от обратного. Ребенок поймет, что задние карманы ненадежны, можно, суя туда вещицу, промазать. А поскольку карман не пришит, как к брюкам, ребенок научится не класть вещи в дырявые карманы и проверять свои – не прохудился ли.
АССОЦИАТИВНЫЙ БЛОК
Образное (отвлеченное, ассоциативное) мышление у человека начинает развиваться где-то с 3-х лет, но основы его закладываются на год-два раньше. Все живое ощущает ход времени, поэтому на бизиборде нужны детские часы с маркировкой стрелок; желательно – реально идущие. По ним малыш научится сопоставлять протекание наблюдаемых процессов со своими биологическими часами и сообразовывать свои действия с ходом времени. Поскольку отрезки времени на часах обозначены, они будут и мостиком к более высоким степеням обобщения.
Элементы бизиборда для развития ассоциативного мышления
Высшая степень обобщения – число, цифра. Великий математик Давид Гильберт сказал как-то: «Бог создал целые числа. Все остальное от несовершенства нашего ума».
Переход обобщения от простой совокупности предметов к их количеству, а от количества к его численному выражению начинается со счет: там разные количества однородных предметов различны зримо. Если ребенок особо способным не кажется, помочь переходу от кучи к совокупности помогут крутилки из различных, но похожих предметов.
Вспомогательные средства для развития отвлеченного мышления на бизиборде
Для перехода от интуитивно ощутимого количества к его численному (цифровому) выражению современность предлагает мощное средство – действующий калькулятор, поз. 2. На бизиборде его можно запитать от общего источника. Калькулятор, в свою очередь, станет звеном для перехода к действиям уже на основе обобщения, т. к. области его клавиатуры функционально различны. Поэтому для бизиборда лучше найти детский калькулятор с цветовым выделением клавиатурных областей. Правда, на продажу такие предлагают что-то мало и плохо.
Очень хорошо закрепляет понятие о соответствии между совокупностью, числом и обозначающей его цифрой номеронабиратель от старого телефона, поз. 3. Это же упорядоченная оцифрованная трещотка, сигнализирующая о соответствии действия числу и цифре сразу зрению, слуху и осязанию.
В ассоциативном блоке бизиборда очень полезна будет модель зубчатой передачи с передаточным числом, отличным от 1, см. рис. :
Модель зубчатой передачи для бизиборда
Именно шестерня дала толчок бурному развитию техники. Древние механизмы на основе наклонной плоскости (клина, винта) и рычага (блока, ворота) с этой задачей не справились. У ребенка, понявшего, как действует шестеренчатая передача, проблем с механикой и техникой вообще не будет. Нужно только рукоятки сделать на обеих шестернях, чтобы малыш сообразил, какая передача ускоряющая и замедляющая и каково в них отношение крутящих моментов.
ЦВЕТОВОЕ ЗРЕНИЕ у ребенка развивается постепенно, поэтому разукрашивать бизиборд на свой вкус нельзя. К 3-м годам ребенок должен четко различать черное, белое и цвета основного базиса – красный, синий, зеленый; из дополнительных – желтый. К 4-5 годам к ним добавляются еще несколько оттенков серого и остальные дополнительные: голубой (бирюзовый) и пурпурный (фиолетовый).
Неправильная раскраска бизиборда и элементы для развития цветового зрения на нем
Учиться различать цвета с помощью наборной цветной крутилки (в центре) – не лучший способ. Оптимально будет свести цвета для первичного развития в небольшое панно и дополнить его соотв. расцветки переставными фишками, справа. Так ребенок научится не только различать цвета, но и составлять гармоничные для себя их сочетания, что может быть важно для контроля его развития. В качестве фишек можно использовать цветные штекеры для бытовой электроники.
«Последующими» цветами нужно замаркировать элементы моторно-прикладного и ассоциативного блоков. В любом случае все оттенки должны быть средней насыщенности и не блестящими (бликующими).
РАСКЛАДУШКА И КУБ
Темпы индивидуального развития детей сильно отличаются. Кому-то и в полгодика бизиборд впрок пойдет, а кто-то и в 2 года будет путаться в содержимом одной общей доски. Поэтому для малышей лучше делать складной бизиборд, см. рис. На одной стороне – моторика; на другой – ассоциации и цвет. Если же ваши погодки или с разницей 2-3 года и есть хоть немного свободной площади, вместо бизиборда лучше подумать о развивающем кубе – бизикубе.
Складная развивающая доска
РАЗВИТИЕ И КОНТРОЛЬ
Родительского воспитания никто и ничто не заменит. Сунуть надоеде «развивашку» и забыть о нем ради каких-то еще дел значит испортить жизнь прежде всего себе. Но в возрасте от 1 года до 5 лет отвлекать от себя ребенка необходимо. Иначе он может привыкнуть смотреть на родителей как на обслуживающие его приспособления.
Однако периодический контроль за тем, как и с чем малыш возится, все равно необходим.