Валентина Чистякова
Игры и упражнения для формирования морфологических и синтаксических навыков для младших дошкольников
▼ Скачать
Младший дошкольный возраст
1. Игровое упражнение «Сосчитай воробьев»
Оборудование:
Три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев.
Дидактическая задача:
Учить согласованию существительного с числительным.
Игровая задача:
Сосчитать воробьев, ответить на вопросы.
Правила игры:
Взрослый предлагает ребенку посчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).
Публикация «Игры и упражнения для формирования морфологических и синтаксических навыков для младших дошкольников» размещена в разделах
2. Игровое упражнение «Кто сумеет похвалить»
Оборудование:
Картинки с изображением: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.
Дидактическая задача:
Подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.
Игровая задача:
Хвалить то, что нарисовано.
Лексический материал:
Кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.
Правила игры:
Взрослый объясняет условия игры: Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.).
Средний возраст
1. Дидактическая игра «Кто интереснее придумает»
Оборудование:
Флажки, значки.
Дидактическая задача:
Учить детей составлять предложения по заданному глаголу.
Игровая задача:
Придумать предложение с заданным словом.
Правила игры:
Педагог произносит одно слово (глагол, например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок.
Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т. д.) в зависимости от цели занятия.
Итог игры:
Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.
2. Игровое упражнение «Что растет в лесу»
Оборудование:
предметные картинки и сюжетная картинка.
Дидактическая задача:
образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.
Игровая задача:
Отвечать глядя на картинку, что растет в лесу.
Правила игры:
на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а экспериментатор постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода). Речевой материал: - В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); - В лесу растет одна сосна? - В лесу растет один гриб?
Старший возраст
1. Игровое упражнение «Справочное бюро»
Оборудование:
Фото или картинки с изображением домашних птиц, их птенцов; вывеска «Справочное бюро».
Дидактическая задача:
Учить распространять простое предложение однородными определениями, дополнениями.
Игровая задача:
Создать словесный портрет взрослой домашней птицы, узнать птицу по описанию.
Правила игры:
Воспитатель. Ребята, бывает, что дети могут потеряться. Что надо делать в таких случаях? (Ждать маму на одном месте, обратиться к продавцу, милиционеру и т. п.)
В нашей игре маленькие птенцы потеряли своих родителей. Они обратились в «Справочное бюро», но не знают имена родителей, зато знают, чем те занимаются. Выбирайте себе картинку с птенцом, роль которого вы хотите исполнять.
У «сотрудников бюро» имеются все картинки с изображением взрослых домашних птиц. Он по вашему описанию узнает, кто ваши «родители».
Например: «Мой папа большой, драчливый, задиристый, важный, разноцветный, хвост, гребешок и бородка. На его лапках есть острые шпоры. Он очень рано встает, кричит свою песню: «Ку-ка-ре-ку!».
Если «сотрудник бюро» угадывает ответ, то отдает вам соответствующую картинку. В данном случае – картинку с изображением петуха.
- «Моя мама большая, белая, с длинной шеей, с оранжевым плоским клювом. У нее широкие красные лапы, как ласты. Она любит щипать траву и плавать на пруду. Она громко зовет меня: «Га-га-га!»».
- «Моя мама толстенькая, пестренькая, с тонкой длинной красной шеей, с коротким, но пышным разноцветным хвостом. Она зовет меня вот так: «У-лу-лу, у-лу-лу!»».
- «Мой папа – красивый и гордый. Его хвост похож на павлиний. А таких красивых перьев не найти во всем птичнике. У него тонкая красная шея, клюв украшен длинной красной бородой. Когда он меня зовет, то кричит» «У-лу-лу, у-лу-лу!»». И т. д.
Игра продолжается со сменой ролей.
2. Игровое упражнение «Составь предложение»
Оборудование:
нет
Дидактическая задача:
учить детей составлять правильно предложения.
Игровая задача:
Детям предлагается составить предложения с предлогами из слов, данных в начальной форме
Правила игры:
Ребята, что же случилось с Незнайкой? Он очень огорчён. Знайка и ему дал задание составить предложения з слов. Но Незнайка не может выполнить это задание. Помогите Незнайке.
Детям предлагается составить предложения с предлогами из слов, данных в начальной форме. После того, как составит предложение и назовёт предлог, на доске появляется предложение, подтверждающий правильность ответа, с графическим изображением предлога.
- Я назову слова, а вы «подружите» их, составьте из них предложение. Скажите, сколько слов в этом предложении. Назовите «маленькое» слово – предлог.
Например, машина, ехать, дорога, по – машина едет по дороге. В этом предложении 4 слова, «маленькое» слово – предлог по.
Машина, гараж, стоять, в. (Машина стоит в гараже.)
Грузовик, заехать, дом, за. (Грузовик заехал за дом.)
Поворот, мотоциклист, выезжать, из-за. (Мотоциклист выезжает из-за поворота.)
Вертолёт, лес, над, лететь. (Вертолёт летит над лесом.)
Машина, ехать, мост, под. (Машина едет под мостом.)
Автомобиль, мост, выезжать, из-под. (Автомобиль выезжает из-под моста.)
Шоссе, по, автомобиль, мчаться. (Автомобиль мчится по шоссе.)