Лариса Солопова
Игры и игровые упражнения для развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве. И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость. Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.
Темочки:
Хочу поделиться опытом работы и рассказать об играх проводимых мною с дошкольниками, на развитие моторики :
Игра «Пальчиковый бассейн» – Я взяла яркую миску и насыпала в нее крупу, а в эту крупу положила мелкие предметы. Ребенок находит предмет, ощупывает и называет его, затем достает его из крупы. Когда ребенок ищет в крупе предмет, то у него кроме пальчиков развивается воображение.
«Игры с бусинками». Дети очень любят играть с бусинками. А чтобы разнообразить эти игры, мы с детьми придумываем различные задания - делаем бусы, для какого – либо персонажа. Например: девочка просила сделать для нее бусы, но не простые. Сначала надо взять маленькую, синюю, пластмассовую бусину. И ребенок ищет именно такую бусинку и нанизывает ее на ниточку. Затем я описываю другую бусину, и дети нанизывают ее. Нанизав 3 – 4 бусины, я прошу детей повторить нанизывание бусинок в той же последовательности. Так продолжается до тех пор, пока наберется достаточное количество бусинок. При этом ребенок развивает моторику, закрепляет знания о материале, форме, цвете предмета.
«Рисование на песке». Как все мы знаем, дети все очень любят играть с песком.
Насыпаем на любую ровную и гладкую дощечку песок и начинаем творить. У ребенка сразу включается фантазия. А мы еще с детьми рисуем всеми пальцами по очереди. Мы рисуем большим пальцем круг, указательным – прямоугольник, средним – квадрат, Безымянным – овал, мизинцем – треугольник. Но мои дети еще рисуют левой рукой, каждый палец повторяет геометрические фигуры правой руки. Задания можно менять, например: рисовать овощи или фрукты.
При этом у ребенка одинаково развиваются правое и левое полушария, что положительно влияет на развитие всесторонне развитой личности.
Игра «Пальчики – котятки». Прежде чем приступать к игре с ребенком, выполняем упражнение сами. После этого клеем на подушечках всех пальчиков правой руки малыша по котёнку или просто скажите ему, что теперь каждый его пальчик – это котик. Вот этого (большой пальчик малыша) его зовут Коротышка, этого (указательный пальчик) зовут Торопыжка, третьего котёнка зовут Тришка, четвертого (безымянный пальчик) зовут Тишка, а пятого, самого маленького (мизинчик, – Трусишка. Предлагаю поиграть с котятками, показываю ему одно упражнение (проговариваю слова, сопровождая движениями). После этого снова показываю, прося его повторять за мной сами движения. Если это вызывает у малыша трудности, то помогаю ему – проговаривая слова, я своей рукой загибаю, разгибаю и двигаю нужные пальчики его руки. Повторяю до тех пор, пока малышу весело.
«Прыг – скок». На одну руку наклеиваются котятки, а ладонь второй руки держится вертикально с как можно более широко растопыренными пальцами.
Один палец с котиком (например – указательный) вытягивается, остальные сжаты в кулак. Палец приставляется к ладони ребром либо со стороны мизинца, либо со стороны большого пальца. Котёнок прыгает через пальцы, приземляясь между ними, пока не перепрыгивает через последний и не падает вниз, приговаривая на каждое движение: "Прыг! Скок! Прыг! Скок! Ой!" Потом прыгает следующий пальчик.
«На старт! Внимание! Марш!» На одну руку наклеиваются котята, а ладонь второй руки держится вертикально с как можно более широко растопыренными пальцами - березками. Котята бегут наперегонки. Руки держатся на некотором расстоянии и обращены ладонями друг к другу. Говорится: "На старт!" Пальчики-котятки сгибаются под прямым углом. Объявляется: "Внимание!" Котятки сгибаются, касаясь подушечками основания пальцев. Дается команда: "Марш!", и рука с котятами, распрямляя пальцы, устремляется к неподвижным березкам, пытаясь попасть котятам между пальцами-деревьями, образуя "замок". Чем дальше котята от березок, тем сложнее и интереснее. Но начинать лучше с небольшого расстояния, и чтобы котята бежали не очень быстро. Главное, научиться попадать, а потом уже можно постепенно увеличивать скорость и длину пробега.
Игра «Волшебные ниточки». Для этой игры нам нужны шерстяные нитки разного цвета по 20 – 30 сантиметров, панно из байковой ткани или фланели квадратной формы.
1. Вариант: Мы с детьми берем ниточки и начинаем рисовать. Как нам известно, что у детей богатая фантазия и они начинают сначала рисовать (выкладывать) простые предметы, затем различные сюжеты, картины.
2. Вариант: Я использую ниточки при обучении грамоте.
1. Выкладываем из ниток буквы.
2. Использую ниточки для звукового анализа. Каждый звук имеет цветовое обозначение ниткой, из которой выкладывается круг. Например: из красной нитки мы выкладываем круг, обозначая только гласные звуки, такие как А, О, У, Ы, И, Э. Из синей нитки круг обозначает твердые согласные звуки (Ш, Ж, Ц, Л, Р, М, К). Из зеленой нитки круг – мягкие согласные звуки (Ч, Щ, Й, Кь, Ль, Мь, Рь). Дети с большим удовольствием делают звуковой анализ слога, слова и при всем этом мы еще развиваем моторику у ребят.
Игра «Веселые пуговицы». Для этой игры нужны плоские пуговицы различной формы, размера и цвета. Мы с детьми часто играем с пуговицами. 1. Вариант: Обкладываем пуговицами определенного цвета нарисованный предмет. (Это может быть животное, геометрическая фигура, цветок, фрукт, овощ и т. д.)
2. Вариант: Дети сами выкладывают предмет пуговицами одного цвета.
3. Вариант: Ребята сами выкладывают предмет пуговицами разного цвета.
4. Вариант: Дети придумывают любой сюжет и выкладывают пуговицами нужного цвета.
Все эти предлагаемые варианты для развития мелкой моторики плодотворно влияют не только на развитие мелкой моторики, но и развитие общей моторики, которая в свою очередь влияет на развитие правильной речи у дошкольников.