Наталья Панамарева
Игры для развития у детей ориентировки в пространстве
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольном возрасте в процессе познания мира, ребёнок начинает понемногу ориентироваться в пространстве. Взрослому необходимо помочь ему усвоить основные представления о нём (вверх-низ, на, под, около, за, лево-право и т. д.). Умение ориентироваться в пространстве развивает пространственное воображение, а оно в свою очередь развивает мышление.
Публикация «Игры для развития у детей ориентировки в пространстве» размещена в разделах
- Игры для детей
- Ориентировка в пространстве
- Ориентировка в пространстве, пространственные представления. Игры, дидактические пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Ребёнку необходимо научиться ориентироваться как на себе, так и на других объектах и предметах.
Последовательность освоения понятий:
3-4 года: впереди - сзади, вверху, внизу, начинаем изучать право - лево.
4-5 года: умение двигаться в заданном направлении, расположение различных объектов и предметов по отношению к себе, и начинаем осваивать пространственные отношения (далеко-близко).
5-6 лет: усовершенствование ранее изученных понятий. Начинаем учиться ориентироваться на листе бумаги.
6-7 лет: продолжаем усовершенствовать ранее освоенные понятия, начинаем знакомиться со схемой, планом.
Игры на ориентировку в пространстве:
Для самых маленьких подойдут игры: «сделай шаг вперёд»; «встань передо мной»; «положи мяч сзади себя»; «какая игрушка между куклой и мячом»; и т. д.
«Верх-низ»
Взрослый называет предметы или объекты, а ребёнок говорит, где это бывает вверху или внизу. Например, солнце - вверху, трава - внизу и т. д.
Можно заменить ответы детей на определённые действия. К примеру, когда ответ "верх" дети стоят, когда "низ" приседают.
«На, под, над»
Для игры понадобятся предметные картинки. Ребёнок раскладывает их в соответствии с заданием взрослого (на, под или над чем либо).
«Что где?»
Ребёнок называет все предметы расположенные справа или слева от него. Другие варианты игры: назвать предметы впереди, сзади.
«Скажи наоборот»
Игра с мячом. Взрослый кидает ребёнку мяч и говорит слово. Ребенок ловит, затем отвечает противоположное по смыслу слово и кидает мяч обратно. Например, вверх - вниз, лево - право и т. д.
«Где все?»
Эта игра еще и помогает развивать внимание. Необходимо найди и сказать, где кто спрятался.
«Художник»
Для игры понадобится силуэт человеческого лица. Задача ребёнка с закрытыми глазами подрисовать ему недостающие части (глаза, нос, брови, губы).
«Помоги Незнайке»
Незнайка пошел в школу, но он не знает, как ему разложить школьные принадлежности на столе. Ребёнок помогает, и раскладывает на столе предметы в соответствии с заданным планом (нарисованной схемы или под руководством взрослого).
«Графические диктанты»
Ребёнок рисует (обязательно листок в клетку) от заданной точки под диктовку. Взрослый говорит, в какую сторону, сколько клеток.
«Весёлое путешествие»
Для игры необходимо игровое поле с разноцветными клетками. Игрушка расположена в первой клетке, взрослый говорит пройти, например, 4 клетки вниз, 1 вправо. Ребёнок должен сказать, где сейчас игрушка (например, коричневая клетка - это горы, зелёная - это поляна или лес и т. д.).
«Найди предмет»
1 вариант игры
Взрослый направляет ребёнка к нужному предмету, говоря куда повернуть, сколько шагов сделать и т. д.
2 вариант игры
Взрослый говорит «адрес» предмета. Например, возьми книгу, которая лежит на верхней полке с лева и т. д.
3 вариант игры
Ищем предмет в соответствии с нарисованной схемой.