Светлана Александровна Воронова
Игры для развития тактильно-двигательных ощущений у дошкольников с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
«НАЙДИ ТАКОЕ ЖЕ»
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, формирование навыка различения объектов окружающей среды на основе анализа их качеств и свойств (величины, плотности, сыпучести, фактуры и др., развитие внимания, развитие мелкой моторики.
Оборудование: емкости среднего размера (ребенок должен иметь возможность опустить две руки одновременно, например наполненные песком, зернами бобовых культур (2 комплекта); ширма или платок.
Публикация «Игры для развития тактильно-двигательных ощущений у дошкольников с ОВЗ» размещена в разделах
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
Ход игры : перед ребенком расставляется один комплект емкостей. Взрослый руками ребенка обследует каждую из них (перемещает наполнитель внутри емкости, демонстрирует изменчивость его положения, возможность захватить и удержать в ладони, пальцами и т. д.). Действия сопровождаются инструкциями и характеристиками «возьми», «покажи», «тут», «там» и т. д. Затем ребенку предлагается самостоятельно найти «такое», «такое же». Для этого используется второй комплект емкостей. Задание выполняется при обследовании образца и исходных емкостей двумя руками, поочередно каждой рукой. В случае когда у ребенка возникают трудности при обследовании емкостей и установлении соответствия их наполнителей на этапе знакомства с игрой, могут использоваться одна наполненная емкость и одна пустая.
Усложнение игры : емкости (комплекты) могут быть отнесены друг от друга на некоторое расстояние, что создаст условия для сохранения их образа в памяти; в качестве наполнителя используются менее контрастные и более разнообразные материалы (пластилин, глина, крупы, вода и др.); увеличивается количество емкостей для сравнения.
«МЕШОЧЕК»
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, формирование навыка различения объектов окружающей среды на основе анализа их качеств и свойств, развитие внимания, развитие мелкой моторики.
Оборудование: небольшие предметы, игрушки, объемные геометрические формы (2 комплекта); мешочек для игрушек и предметов; ширма или платок.
Ход игры : один комплект игрушек и предметов располагается перед ребенком, другой находится в «волшебном мешочке». Взрослый выбирает один из предметов и предлагает ребенку обследовать его руками или использует прием «рука в руку». Затем ребенку дается мешочек, в котором находятся только 2 предмета (один из них только что был изучен, второй — незнакомый, и предлагается найти «такое», «такое же» (могут использоваться доступные пониманию участника игры названия предметов и игрушек). Таким же образом обследуется следующий предмет, и затем его ребенок ищет в мешочке.
Усложнение игры : увеличение количества предметов, которые одновременно используются во время игры; поиск одного (одновременно нескольких) предметов в мешочке по конкретному названию, с использованием названий обобщающих групп (овощи); использование предметов одной формы, но разного размера; разного размера/формы, но одного цвета.
«ТЯЖЕЛО — ЛЕГКО»
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, формирование навыка различения объектов окружающей среды на основе анализа их качеств и свойств, развитие внимания, развитие мелкой моторики.
Оборудование: одинаковые по форме и величине пластиковые герметично закрытые контейнеры (коробочки, кубики и пр., отличающиеся по весу (2 комплекта). Для изменения веса можно использовать крупу, бобовые культуры, песок.
Ход игры : перед ребенком расставляется один комплект контейнеров. Взрослый предлагает ребенку взять в каждую руку по контейнеру и помогает обследовать их (перемещает вверх-вниз, потряхивает и т. д.). Завершая обследование, взрослый помогает ребенку придать различное по высоте положение рук в соответствии с весом контейнера. Действия сопровождаются инструкциями и характеристиками «возьми», «держи», «тут», «там», «высоко», «низко», «легко», «тяжело» и т. д. Затем ребенку предлагается самостоятельно найти «такое», «такое же». Для этого используется второй комплект контейнеров. В случае возникновения трудностей при обследовании и сравнении контейнеров на этапе знакомства с игрой могут использоваться один наполненный контейнер и один пустой.
Усложнение игры : контейнеры (комплекты) могут быть отнесены друг от друга на некоторое расстояние, что создаст условия для сохранения их образа в памяти; увеличивается количество контейнеров для сравнения, изменяется вес контейнеров в наборе.
«НАЙДИ КАРТИНКУ»
Цель: развитие тактильно-двигательного восприятия, формирование навыка различения объектов окружающей среды на основе анализа их качеств и свойств, развитие внимания, развитие мелкой моторики.
Оборудование: набор игрушек, предметов, геометрических форм и их плоскостные изображения с рельефным (объемным) контуром; мешочек.
Ход игры : взрослый выбирает один из предметов и предлагает ребенку обследовать его руками или помогает ему, используя прием «рука в руку». Затем ребенку предоставляется плоскостное изображение данного предмета и предлагается узнать в процессе ощупывания его рельефного контура ранее обследованный предмет. Затем взрослый выкладывает перед ребенком несколько плоскостных изображений, достает сам (или ребенок) из мешочка по одному предмету и сравнивает их. Используются инструкции и характеристики «достань», «положи», «найти», «что это?», «покажи», «такое», «такое же» (могут использоваться доступные пониманию участника игры названия предметов и игрушек).
Существуют 2 варианта игры : поиск плоскостного изображения по образу реального предмета и поиск реального предмета после обследования плоскостного изображения.
Усложнение игры : увеличение количества предметов, которые одновременно используются во время игры; при наличии остаточного слуха — поиск предмета в мешочке по названию; использование предметов, похожих по форме, величине, цвету.