Карпенко Ирина
Игры для развития речи
▼ Скачать + Заказать документы
«Птичка»
Познавательная игра для разучивания алфавита, развития самоконтроля. Перед началом игры ведущий раздает детям карточки с буквами. Ребята называют знакомые буквы, выясняют название незнакомых. Каждый должен знать название своей буквы. Игроки усаживаются в круг.
Публикация «Игры для развития речи» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Ведущий говорит: «Прилетела птичка и села на букву У». Тот ребенок, у которого на карточке буква «У» должен ответить: «Птичка не прилетала на букву у, она улетела на букву О». Ребенок с карточкой «О» называет другую букву и т. д. Кто прозевает, отдает карточку. В конце игры ребята, оставшиеся без карточек, отыгрываются. Им нужно назвать слова, которые начинаются с буквы, изображенной на карточке. Необходимо внимательно следить за ходом игры и быстро отвечать. Подсказывать нельзя.
«Нарисуй пароход»
Упражнение для развития фонематического слуха, произвольности движения. Ребенку предлагают как можно точнее срисовать пароход, отдельные детали которого составлены из букв и цифр. Взрослый говорит: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе нарисуй, пожалуйста, точно такую же картинку, какую ты видишь на этом рисунке. Не торопись, постарайся быть внимательным, чтобы рисунок был точно таким же, как образец. Если ты что-то не так нарисуешь, не стирай ластиком, а нарисуй поверх неправильного или рядом правильно». При сравнении рисунка с образцом следует обращать внимание
а) на соотношение размеров деталей,
б) на присутствие всех деталей,
в) на правильность изображения — нет ли зеркального отражения, не путает ли ребенок верх и низ,
г) на количество деталей и способ их изображения — считает ли ребенок или рисует «на глазок»?
По окончании работы необходимо выяснить, какие буквы встретились на картинке, в каких словах они встречаются.
"Пары слов"
Цель развитие речи, памяти. Обучение запоминанию по ассоциации.
Ход: Детям нужно запомнить вторые слова из пары слов: кошка - молоко, булка - масло, мальчик - машина, зима - гора, стол - пирог, зубы - щетка, река - мост.
Затем воспитатель говорит первое слово из пары, а дети второе слово. Воспитатель объясняет, как можно легче запомнить, если установить взаимосвязь между словами.
"Бывает - не бывает"
Цель: развитие речи, воображения, внимания.
Ход: Воспитатель говорит предложения. Если это бывает - дети хлопают в ладоши, не бывает - топают ногами.
"Волк бродит по лесу. Волк сидит на дереве. В кастрюле чашка варится. Кошка по крыше гуляет. Собака по небу плывет. Девочка ласкает собаку. Домик девочку рисует".
В конце игры воспитатель предлагает изменить предложения, составить их правильно, «как бывает».
Игра “запрещенная буква”
Цель: развитие фонематического слуха, усидчивости, внимания, самоконтроля.
В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться.
А проговориться не мудрено, как мы в этом сейчас убедимся.
Одного из участников игры назначают водящим. Поочередно обращаясь к играющим, водящий каждому задает какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: "Сколько тебе лет? ", "Кто сидит с тобой рядом? ", "Какое ты любишь варенье? " и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но, не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной. Предположим, что запрещенной объявлена буква "А". Разумеется, водящий постарается подыскать каверзные вопросы, отвечая на которые обойтись без буквы "А" было бы затруднительно. "Как тебя зовут? " - спросит он, скажем, товарища, которого зовут Ваня. Ясно, что тот не может назвать своего имени. Придется ему отделаться шуткой. "Не могу вспомнить!" - ответит он, находчиво обходя приготовленную для него ловушку. Тогда водящий с таким же неожиданным вопросом обратится к другому участнику игры.
Игра ведется в быстром темпе, долго раздумывать не разрешается. Замешкался, не ответил сразу или же, растерявшись, употребил в своем ответе запрещенную букву, становись на место водящего и задавай вопросы.