Юлия Гасникова
Игры для подготовки дошкольников к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для подготовки дошкольников к школе
Когда специалисты говорят о «готовности к школе», то имеют в виду не только умение ребенка читать и писать, а отдельный комплекс умений и навыков, в котором присутствуют все основные компоненты. Ведь обучение может быть успешным только тогда, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами.
Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих:
Публикация «Игры для подготовки дошкольников к школе» размещена в разделах
1. Физическая готовность к школе определяется физическим развитием ребенка и его соответствием возрастным нормам, то есть ребенок должен достичь физической зрелости, необходимой для учебного процесса.
2. Психологическая готовность к школе подразумевает определенный уровень сформированности: общей осведомленности и социально-бытовой ориентировки, знаний и представлений об окружающем мире; умственных операций, действий и навыков; произвольной регуляцией деятельности и поведения; познавательной активности, проявляющейся в соответствующих интересах и мотивации; речевого развития, предполагающего владение обширным словарем, основами грамматического строя речи, связным высказыванием и элементами монологической речи.
3. Эмоциональная зрелость представляет собой умение регулировать свое поведение, включающее возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
4. Социально-коммуникативная готовность к школе складывается из умений ребенка строить взаимоотношения в коллективе сверстников: занимать лидирующую позицию, уметь работать в команде и поддерживать лидера, общаться со взрослым собеседником.
Самое главное, что ребенок должен сам хотеть идти в школу. Только здесь мы должны уметь отграничивать внутреннюю мотивацию ребенка от внешней: ребенок хочет много узнать о школе, ожидает, что там будет интересно, много нового, а не потому, что ему купят новые карандаши и портфель.
Поступление в школу - чрезвычайно ответственный момент как для самого ребёнка, так и для его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе.
Иногда родители думают, что если ребёнок перед школой умеет читать, писать и считать, то ему обеспечен успех. Однако педагогическая практика показывает, что часто такие дети, с лёгкостью приступив к учёбе, вдруг, совершенно неожиданно для родителей, начинают снижать свои успехи.
Почему? Очень важно, чтобы к моменту поступления в школу у ребёнка были развиты такие познавательные процессы, как внимание, память, мышление, воображение, моторика.
Математика
Разложи правильно
Подготовьте кубики или карандаши, несколько картонных коробок. Предложите ребенку разложить предметы в коробки: в первую — 1, во вторую — 2 и т. д. Посчитайте, сколько кубиков лежит в 2 коробках, в 3, во всех.
Четко проговаривайте название цифр, стимулируйте ребенка повторять их за вами.
Количество
Подготовьте дидактический материал: карточки с изображением разного количества одинаковых предметов, например: тарелка с одним яблоком, далее тарелка с двумя яблоками и т. п. Кроме того, вам потребуются
фишки. Попросите ребенка под каждой карточкой выложить столько же фишек, сколько предметов изображено на картинке.
Поровну
Слепите из пластилина 3 зайцев и 4 моркови. Попросите ребенка угостить зайчиков. Каждый зверек получает по 1 моркови, одна остается лишней. Обратите на это внимание малыша: «Сколько у нас зайчиков? Три. А морковок? Четыре. Если ты отдашь эту морковь одному из зайцев, то у него будет две, а у остальных — по одной. Им будет обидно, значит одна морковка — лишняя. Мы ее уберем. Осталось три морковки и три зайца — поровну».
Засели аквариум
Приготовьте дидактический материал: вырежьте из картона 15 рыбок и 5 прямоугольников-аквариумов. На каждом прямоугольнике запишите несложные примеры (1+2; 3+4, такое количество рыб необходимо заселить в данный аквариум. Попросите ребенка записывать общее количество рыб в каждом аквариуме.
Загадай число
Предложите ребенку отгадать, какое число вы задумали: «Если к этому числу прибавить три, то получится пять» или: «Число, которое я загадала, больше пяти, но меньше семи». Меняйтесь ролями: малыш загадывает число, а вы стараетесь отгадать его.
Собери цветок
Вырежьте из картона сердцевину цветка и отдельно 7 лепестков. В центральной части цветка сделайте прорези для лепестков, а на каждом из них напишите арифметическое выражение на сложение или вычитание в пределах 10. Предложите ребенку собрать волшебный цветик-семицветик, но вставить лепесток в сердце- вину можно только при условии правильного решения примера. После того как малыш соберет цветок, поинтересуйтесь, какие бы желания он загадал на каждый лепесток.
Игра помогает ребенку овладеть навыками счета и, кроме того, развивает воображение.
Потерявшееся число
Приготовьте карточки с цифрами от 1 до 10. Выложите их в порядке возрастания. Попросите ребенка перечислить все цифры, указывая пальчиком на каждую. Предложите малышу отвернуться и уберите одну карточку. Задача ребенка — отгадать, какая цифра пропала.
Кто больше?
В игру можно играть как вдвоем, так и с привлечением других игроков. По определенному сигналу (хлопок в ладоши) каждый называет какое-либо число. Выбранный ведущий должен определить, чье число больше остальных. Назвавший самое большое число получает фишку. В конце игры фишки подсчитываются, и определяется победитель.
Нарисуй цифры
Прочитайте стихотворение С. Маршака «Веселый счет». Предложите ребенка нарисовать предметы, похожие на цифры и описанные в данном произведении. Усложняя игру, вы можете называть предметы, предложив ребенку найти карточку с цифрой, на которую похож этот предмет, например: кочерга — ребенок пишет цифру «7».
Собери домик
Нарисуйте домики-прямоугольники, состоящие из нескольких частей (4 квадрата или 2 прямоугольника). Рядом с домиками — крыши, составленные из нескольких треугольников. Предложите ребенку подобрать крыши к домикам, ориентируясь на количество частей из которых они состоят.
Из счетных палочек
Предложите ребенку складывать геометрические фигуры из счетных палочек. После того как малыш научится это делать, усложняйте задание. Попросите из 5 палочек выложить 2 треугольника, затем одновременно 2 треугольника и квадрат.
Из 7 палочек построить 2 квадрата или 3 треугольника ит. п. Дайте малышу задание — зарисовывать получившиеся фигуры в тетрадь. Чтобы ребенку было интереснее, ставьте ему оценки, как в настоящей школе.
Цифровое лото
Приготовьте 10 карточек, с изображением разного количества предметов от 1 до 10. Кроме этого вам понадобятся пронумерованные жетоны. Жетоны складываются в коробку, карточки с картинками разложены на столе вверх изображением. Ребенок достает жетон с номером и ищет карточку с соответствующим количеством предметов, после чего покрывает карточку жетоном. Сделав несколько экземпляров карточек, в игре можно задействовать несколько человек.
Чтение и письмо
Рыболовы
Для игры потребуются магнитные буквы и удочка с металлическим предметом на конце. «Ловите» буквы, разложенные на полу магнитом вверх. Называйте каждую «пойманную» букву. «Улов» можно делить на слоги или слова. Усложняя задание, просите ребенка вытащить определенную букву: «Поймай, пожалуйста, букву А. Ты поймал букву О. Попробуй еще раз».
Обязательно называйте все собранные буквы.
Обведи букву
Вырезайте буквы из бархатной или наждачной бумаге и предлагайте ребенку обводить их пальцами по контуру. При этом называйте каждую букву. В дальнейшем, когда малыш начнет узнавать буквы визуально, попросите его опознать ту или иную букву, не глядя, проведя по ней пальцем.
В гостях у буквы
Нарисуйте несколько квадратов-окошечек, приклейте к ним ставни. В открывающемся окне напишите букву, а на ставнях нарисуйте предмет, название которого начинается с этой буквы. Например, в окне с буквой «А» на ставнях нарисован арбуз. Пригласите ребенка в гости к буквам.
Открывая то или иное окошко, проговаривайте название нарисованного предмета, делая акцент на первой букве его названия. Открыв окно, назовите букву. Поинтересуйтесь у ребенка, почему, по его мнению, на ставнях нарисован именно этот предмет. Побудите его сделать вывод: потому что в окне буква, на которую этот предмет начинается. Попросите малыша голосом выделить первый звук слова.
Угадай букву
Вы рисуете часть буквы и просите ребенка угадать, какую букву задумали. Буквы можно выкладывать из крупы, из счетных палочек, веревочек и т. п.
Поющие буквы
Вы показываете ребенку букву, а он пытается ее пропеть. Если буква поется, вы объясняете, что она называется гласной. В противном случае — согласная. Если ребенок тянет согласную: «Бэ-э-э», обратите его внимание на то, что слышится звук «Э», а не «Б». Придумайте, на какие звуки может быть похоже произнесение той или иной буквы: «Ж-ж-ж» — жук жужжит. «Ф-ф-ф» — ежик фырчит. «Р-р-р» — работает мотор. «У-у-у» — воет волк, гудит пароход. «А-а-а» — плачет малыш.
Буква будет жить здесь
Возьмите разрезную азбуку или магнитные буквы. Предложите ребенку подыскивать домик каждой букве: малыш берет букву и ищет в комнате предмет, в названии которого она будет первой. Рядом с этим предметом и будет домик буквы.
Подбери пару
Подготовьте 10 парных карточек с напечатанными крупным шрифтом буквами. Перемешайте картинки и разложите их изображением вниз. Ребенок открывает первую карточку, называет букву, написанную на ней, и кладет обратно, чистой стороной вверх. Если ваш малыш еще не освоил азбуку, помогите ему вспомнить название буквы. Далее карточки открываются по порядку.
Задача ребенка — вспомнить, где лежит парная буква, найденная пара остается открытой. Если задание является слишком сложным, попробуйте провести игру с изображениями животных, цветов и т. п. По мере освоения увеличивайте число карточек.
Играем по слогам
Бросая ребенку мяч, называйте согласную букву, он, возвращая мячик, должен присоединить к согласному гласный звук так, чтобы получился слог. Не меняя согласного, побудите малыша к составлению слогов с разными гласными звуками, например: ра, ро, ру, ри и т. д. Освоив этот вариант игры, используйте слоги, начинающиеся на гласный звук: ак, ан, ар и т. д.
Игра способствует развитию речи, фонематического слуха, внимания.
На ощупь
Вырежьте буквы из бархатной бумаги. Предложите ребенку угадывать буквы, проводя по ним пальцами. Глаза должны быть закрыты. Игру можно проводить в форме соревнования, ощупывая буквы поочередно.
За каждую узнанную букву дается фишка. В конце игры фишки подсчитываются и объявляется победитель.
Пройди по букве
Из толстых веревок выложите на полу крупную букву. Предложите ребенку пройти по веревке с закрытыми глазами и угадать, какую букву вы выложили.
Попробуй прочти
Вырежьте из картона буквы. Предложите ребенку называть каждую выложенную вами букву. Сложность заключается в том, что все буквы выкладываются вверх ногами. После того как ребенок освоит это упражнение, попросите прочесть слово, выложенное таким образом. Обращайте внимание на то, что подобные слова выкладываются справа налево.
Поет? Не поет?
Приготовьте чистый лист бумаги, синий и красный карандаши. Предложите ребенку поиграть: вы называете звук, а малыш определяет, можно ли его пропеть. Звук, который тянется, т. е. гласная буква, обозначается красным карандашом, а согласная (не поется) — синим. Напишите короткое слово, попросите ребенка определить, какие буквы в этом слове должны быть синими, а какие — красными.
Что ты слышишь?
Подготовьте карточки с буквами. Предложите ребенку выкладывать буквы в соответствии с произносимыми вами звуками: «А-а-а», «Уа», «Аои» и т. п. Если задание вызывает затруднения, делайте паузы перед произнесением каждого звука.
По первым буквам
Покажите ребенку картинку с изображениями двух предметов и попросите составить слог из первых звуков слов. При этом учитывайте, что одно из слов должно начинаться с гласной буквы. Например, картинки с изображениями банана и арбуза. Ребенок должен вычленить первые звуки: «Б» и «А» и составить слог «БА». Предложите малышу вспомнить слова, начинающиеся с этого слога. Затем поменяйте слова местами, продемонстрировав составление слога «АБ», придумайте слова, начинающиеся с этого слога.
Услышь и найди
Подготовьте разрезную азбуку или кассу букв и слогов. Правила игры таковы : вы произносите звук, ребенок ищет карточку с соответствующей буквой. Более сложный вариант — поиск произнесенного слога или составление короткого слова.
Называйте звук четко, если ребенок не может соотнести звук с буквой, помогите ему и вместе несколько раз назовите букву.
Спрятанный звук
Правила игры : вы называете несколько слов, как только ребенок слышит слово, в котором присутствует заранее обговоренный звук, он хлопает в ладоши. Первое время проговаривайте слова медленно, нужное слово выделяйте интонацией. В дальнейшем учите ребенка, называя звук, определять, где он находится — в начале, середине или конце слова.
Новое слово
Один игрок называет слово, другой изменяет в нем одну букву так, чтобы получилось новое слово. Например: соль — моль. Можно продолжить цепочку: толь — топь и т. д. Подбирайте легко изменяемые слова, в случае затруднения помогайте ребенку.
Игра развивает речь, фонетический слух, логическое мышление, внимание.
Рифмоплеты
Игроки совместно выбирают слово и поочередно придумывают рифмы к нему. Например: река — рука, Ока, доска, глубока и т. п. Тот, кто не смог придумать рифму, выбывает из игры. Усложняя задачу, придумывайте
рифмы к предложениям, сочиняйте простые четверостишия с заданными словами.
Игра развивает речь, фонетический слух, логическое мышление, воображение.
Сложи слово
Играть можно вдвоем или большой компанией. Приготовьте чистый лист бумаги и карандаши. Один из игроков пишет букву, подразумевая определенное слово. Следующий участник добавляет свою букву перед или за написанной ранее. Смысл игры состоит в том, чтобы составить слово из получившейся комбинации букв. Игрок, чья буква превращает слово в «абракадабру», выбывает из игры. Победа присуждается тому, кто закончил слово.
Игра развивает речь, наблюдательность, умение работать в команде, выдержку, учит концентрировать внимание.
Составь слово
Подготовьте 2 набора карточек с разными слогами. Один набор у вас, другой — у ребенка. Устройте соревнование: кто сумеет составить большее количество слов из имеющихся слогов. За каждое двусложное слово начисляется 2 очка и, соответственно, чем больше в слове слогов, тем больше очков.
Составь слово из букв
Игра проводится по схеме предыдущей («Составь слово», но вместо карточек со слогами используются карточки с буквами. Начисление очков производится с учетом количества букв в каждом слове.
Придумай слово
Подготовьте карточки с изображением разных предметов. Попросите ребенка рассмотреть предмет и определить количество слогов в его названии. Следующее задание — придумать слова, состоящие из такого же количества слогов.
Назови словечко
Вы загадываете слово и хлопаете в ладоши столько раз, сколько слогов в этом слове. Предложите отгадать слово методом подбора. Чтобы облегчить задачу, используйте слова, принадлежащие к одной смысловой группе: мебель, овощи, одежда и т. п.
Подбери слово
Назовите несколько согласных букв. Попросите ребенка придумать несколько слов, содержащих эти буквы. буквы можно менять местами и допускать их повторы в слове: возьмем буквы «Р», «С», «К». Слова: раскраска, рисунок, росток, краска, мусорщик и т. п.
Усложняя задание, увеличивайте количество букв, включайте гласные буквы.
Разложи картинки
Подготовьте карточки с изображением разных предметов и несколько картонных коробок. На каждой коробке напишите букву. Предложите ребенку брать по одной карточке, определять первую букву в названии предмета и класть в коробку с соответствующей надписью.
Окружающий мир
Картография
Если вы уже научили ребенка составлять план квартиры, переходите к более масштабным действиям, начертите, например, схему вашего двора, ближайшего парка, улицы. Отобразите все значимые объекты, находящиеся на исследуемой территории, не указывая их названия. Отметьте некоторые из них крестиком и предложите ребенку отыскать их во время прогулки, либо, проходя мимо какого-либо предмета, фиксируйте его на карте.
Делаем карту
Для игры вам потребуется карта мира, картон и ватман. Рассмотрите карту вместе с ребенком, вспомните названия океанов, морей, материков. Предложите малышу сделать карту самостоятельно. Для этого обведите контуры материков, вырежьте их из картона. Лист ватмана покрасьте голубой краской. Попросите ребенка разложить вырезанные материки так, как они расположены на карте.
В процессе игры уточняйте название того или иного географического объекта, вспоминайте обитателей данной местности. Расскажите малышу о климате разных географических широт.
Собери дерево
Нарисуйте или подберите картинки с изображениями деревьев, например березы, елки, дуба. Разрежьте каждую картинку на 3 части: корень, ствол, крона дерева. Перемешайте разрезанные изображения. Собирая импровизированные пазлы, рассказывайте ребенку о функциях каждой части дерева: корни поглощают из почвы питательные вещества, по стволу они поднимаются к ветвям и листьям, листья помогают дереву дышать и вместе с этим они очищают воздух, выделяя кислород и забирая углекислый газ.
Помоги друзьям
Подготовьте карточки с изображениями различных деревьев. Лисенок, ежонок и зайчонок решили посадить по одному дереву возле своих домиков. Лисенок выбрал березу, ежонок — осину, а зайчонок — дуб. Предложите ребенку помочь игрушкам найти свои деревья. Усложняя задание, можно попросить малыша найти 1 дерево для зайчика, 2 дерева для лисы и 3 дерева для медвежонка. Таким образом, вместе с развитием навыков классифицирования происходит обучение счету.
Собери листья
Осенью предложите ребенку собрать букеты из сухих листьев. В каждом букете должны быть листья только одного дерева. Попросите малыша вспомнить, как называются деревья. Дома сделайте гербарии, вклеив листья в альбом и подписав Под каждым видом листьев названия дерева. Рассмотрите карточки или фотографии с изображениями деревьев, рядом с каждой карточкой положите соответствующий лист.
Угадай дерево
Лесные мышки загадывают ребенку загадки: одна рассказывает о своей норке, которая находится под деревом с белой корой. Рядом с норкой другой мышки осенью падают желуди, а третьей мышке часто преграждает вход в норку упавшая шишка. Малыш должен отгадать, рядом с какими деревьями находятся мышиные норки.
Фруктовый сад
Подготовьте карточки с изображениями лесных и садовых деревьев (фруктовые деревья должны быть с плодами). Предложите ребенку посадить сад и лес, т. е. разобрать деревья по группам. При выборе дерева просите малыша проговаривать его название, объяснять, что помогло ему узнать дерево (форма листьев, кора, плоды). Какие еще фруктовые деревья и кустарники знает ребенок. Где они растут, кто их сажает, для чего они нужны?
Одно у многих
Вы называете одну часть, а ребенок перечисляет все известные ему объекты живой природы, имеющие эту часть. Например: «Пушистый мех». — «Лиса, белка, енот, песец». «Лист». — «Дерево, кустарник, цветок».