Татьяна Анатольевна Симон
Игры для обогащения словарного запаса
▼ Скачать + Заказать документы
«ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ!»
Игра для упражнения способности к синтезу и свободы речи
Играть можно как вдвоем с ребенком, так и большой группой.
Ведущий-взрослый называет слово и просит следующего игрока придумать предложение, в котором было бы это слово. Для приглашения к игре ему передается камешек. Хорошо, если ребенок может вспомнить строчку из сказки или стихотворения, но можно ограничиться и собственным творчеством.
Публикация «Игры для обогащения словарного запаса» размещена в разделах
Например, ведущий называет слово «луна» и передает камешек ребенку. Тот отвечает: «Взошла луна на небосклон», — и называет свое слово : «ночь», одновременно передавая камешек по кругу. Следующий игрок продолжает: «Ночь холодная настала» и т. д. Не обязательно следить за тем, чтобы предложения последовательно сочетались друг с другом, но можно ввести новое условие и составить всем вместе связный рассказ или сказку.
«КТО НА СВЕТЕ ВСЕХ МИЛЕЕ?»
Игра для изучения и обогащения словарного запаса ребенка
Ребенку показывают два женских портрета (например, из журнала) и спрашивают: «Покажи, кто красивее?» Затем спрашивают: «Почему?» Фиксируют признаки, которые ребенок перечисляет в подтверждение своего выбора. После этого предъявляют два мужских портрета и просят оценить их таким же образом. Ответы удовлетворительны, если ребенок назвал не менее 5 признаков, описывающих изображение с эстетической стороны.
"РАСКРАСЬ РАССКАЗ!"
Упражнение для развития свободы устной речи
Обратитесь к ребенку: «Сейчас я прочту тебе рассказ. Все самое главное в нем написано, но рассказано скучно и неинтересно. Я буду задавать тебе вопрос, а ты своим ответом добавлять разные важные слова, которые сделают рассказ красочнее и интереснее. Сначала просто послушай, а когда я буду читать второй раз, ты будешь мне помогать» Курица и лисица (Какая) курица (где) гуляла со своими (какими) цыплятами. Вдруг (откуда) показалась (какая) лисица. Она хотела (как) схватить (какого) цыпленка. (Какая) курица увидела (какую) лисицу. Она (как) кинулась на нее и (как) отбила (какого) цыпленка. Чем разнообразнее слова подберет малыш, тем интереснее. Вы можете изменить и вопросы, а содержание рассказа при помощи определений свести к противоположному.
«СЛОВО ЗА СЛОВО…»
Игра для развития воображения и речевой реакции
Эта игра, во взрослом варианте носящая название «Бег ассоциаций», заключается в том, чтобы связать высказыванием любые названные предметы. Играть можно и группой, вдвоем.
Водящий произносит вслух два случайных слова, например, «крыса» и «табуретка».
Следующий участник произносит: «Папа бросил табуреткой в крысу» и называет следующее слово : «Молоко».
Следующий участник связывает предложением второе и третье слова : «На табуретке было разлито молоко» и т. д.
Игра бесконечна, проигравшим считается тот, кто не смог быстро составить предложение. Однако есть дети с замедленным темпом деятельности, тогда лучше обойтись без проигравших!