Елена Хабибулина
Игрушки-самоделки, игрушки-заместители
▼ Скачать + Заказать документы
Игрушка самоделка, игрушки заместители
Цель: Формировать у детей социально – нравственные качества через игрушки самоделки. Овладенье детьми игровыми действиями с игрушками – самоделками.
Задачи:
• Активно использовать игрушки – самоделки в воспитательно-образовательной работе;
• Привлечь к изготовлению самодельных игрушек родителей;
• Познакомить детей с игрушками – самоделками из бросового материала и бумаги;
Публикация «Игрушки-самоделки, игрушки-заместители» размещена в разделах
• Овладение умением использовать игрушки – самоделки в играх;
• Воспитывать интерес к игрушкам – самоделкам.
В настоящее время очень огромный выбор игрушек для детей – ярких, красивых, необычных. Выбирай любую! Но всегда приятнее и интереснее сделать что-то своими руками.
Игрушка-самоделка – это вещь, служащая для игры, которая может носить условный характер, но имеет много сходных черт с реальным объектом.
Игрушки-самоделки изготовляются самими детьми, их родителями, воспитателями. Потребность в таких игрушках возникает во всех видах игр: для театрализованной игры дети мастерят фигурки «артистов», элементы декораций, маски; для сюжетно-ролевой игры – «продукты», «тетрадки» и «книжки» и др. В основе изготовления игрушек-самоделок лежит художественный труд, в ходе которого ребенок учится преобразовывать различные материалы для достижения поставленной цели. Материал для игрушек может быть разнообразным это:
1. неоформленный (бумага, картон, нитки, ткань, шерсть, фольга, пенопласт);
2. полуоформленный (коробки, пробки, катушки, пластмассовые бутылки, пуговицы);
3. Из природных материалов (шишки, желуди, ветки, солома, глина).
Игрушки - самоделки имеют большие педагогические возможности.
Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом.
Игрушка, сделанная руками, пусть даже с помощью взрослого, является не только результатом труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя. Самодельная игрушка очень дорога ребёнку, с ней гораздо увлекательнее изображать героев сказок, песенок и небольших рассказов.
В процессе изготовления игрушек-самоделок дети приобретают трудовые умения и навыки, развивают творческое воображение и конструктивное мышление. У детей развивается вкус к прекрасному и появляется желание сделать это своими руками.
Не так - то просто смастерить игрушку : её изготовление требует определённых волевых усилий. Когда ребёнок встречается с трудностями, он пытается самостоятельно их разрешить. Под руководством педагога ребёнок учится устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у него формируются такие качества, как настойчивость, целеустремлённость, умение доводить начатое дело до конца.
Дети любят игрушки, сделанные своими руками. И каждая, на первый взгляд ненужная вещь превращается для ребенка не только в интересный персонаж для игр, но и в дорогого друга.
Часто по собственной инициативе дошкольники начинают разыгрывать сценки, за каждого персонажа произносят реплики, изменяя при этом голос, старательно подражая манере речи героя, какой они себе ее представляют. У детей наблюдается интерес к подробному описанию своих персонажей, их внешности, характера, особенности поведения. Многие ребята, рассказывая о своих поделках, включают их в сюжет знакомых сказок. Рассказы некоторых детей бывают довольно оригинальными. Нередко придумывание сюжетов вызывает у маленьких актеров желание изменить фигурку, дополнить её соответствующими повествованию признаками.
Важнейшим условием формирования творческой игры является введение в игру предметов-заместителей. Это делает игру более интересной, содержательной, стимулирует развитие у ребенка творческое воображение.
Если поблизости нет нужных игрушек, ребёнок заменяет. Сначала по подсказке взрослого, а затем и самостоятельно находит доступное для его возраста решения, используя заменители.
Подводить детей к пониманию того, что некоторые предметы-заместители можно легко превратить, педагог может в процессе игры. Скажем, цветная бумага, легко разорвать на мелкие кусочки – салат; свернуть в трубочку – термометр; нарисовать узор – скатерть, салфетка, коврик. Каждая такая игрушка ценна тем, что её делает ребёнок. Поэтому, уместно в каждой группе иметь например, ящик, а в нём различные коробочки, лоскутки, палочки, ленты, бантики, кусочки ткани и меха и другой материал, который может потребоваться в игре. К предметам-заместителям относятся и такие, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки, бусы, халаты и т. д. Ситуация, когда ребенок превращает диван в пароход, стулья – в вагоны поезда, также является показателем развития знаковой функции сознания, а значит, и высокого уровня умственного развития.
В игре маленького фантазера простые предметы могут обозначать, подчиняясь его воображению, самые неожиданные одушевленные и неодушевленные объекты.
Побуждая детей к использованию игровых материалов, заменяющих хорошо знакомые им предметы, мы создаем ситуацию, в которой ребенок окажется перед необходимостью обозначать предметы-заместители и действия с ними словами, что будет способствовать его активному развитию.
Ценность этой игрушки в том, что дети впервые самостоятельно оперируют условными понятиями. Игровые действия с игрушкой-заместителем опираются не на наглядные признаки предмета, а на представляемые, предполагаемые. Пользуясь такой игрушкой, ребенок обобщает свой предшествующий игровой опыт. Игрушка-заместитель требует более схематичных обобщенных игровых действий и обозначения её словом для того, чтобы она вошла в контекст игры и была понятна другим.
Предметы-заместители стимулируют творческое воображение детей, именно с ними совершается большое число оригинальных действий. Основное требование к предмету-заменителю – удобство в выполнении игровых действий.
Таким образом, игрушки-заместители развивают у ребенка воображение, мышление, речь, способствуют развитию взаимоотношений со сверстниками.
Умение использовать в игровой деятельности предметы-заместители является необходимым элементом в развитии детской игры.
Список литературы.
1. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: Занятия с дошкольниками. - М. : ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
2. БугельскийЮ. А., Игрушки самоделки. - М. : Просвещение, 1965. – 71 с.
3. ГудилинаС. И., Чудеса своими руками. -М. : Аквариум, 1998. – 264 с.
4. Куцакова Л. «Игрушки своими руками». М. : МОЗАИКА - СИНТЕЗ., 2010. – 115с.