Валентина Радушкевич
Игровые технологии. Сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Моя педагогическая деятельность связана с детьми младшего дошкольного возраста. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Накопление умственного багажа детей дошкольного возраста составляют чувственно воспринимаемые впечатления.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
Публикация «Игровые технологии, Сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах и признаках предметов: их форме, цвете, величине, количестве, положении в пространстве.
Ведущим видом деятельности и основой становления ребенка трех лет является предметная игра. Играя, ребёнок учится осязанию, восприятию, усваивает все сенсорные эталоны.
Можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться сенсорного развития.
Дидактические игры использую в разных видах деятельности детей: в непосредственно-образовательной, познавательно-исследовательской, продуктивной, свободной деятельности детей, в режимных моментах, включая все виды восприятия. Определённые знания по сенсорике дети получают и при проведении подвижных игр, во время которых одновременно решаются сразу несколько задач сенсорного развития.
Таким образом, дидактическая игра у детей младшего возраста является средством для сенсорного развития, что является актуальным.
Моей целью использования игровой технологии является поиск эффективных педагогических условий сенсорного развития у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр.
Поэтому, процесс сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:
1. отбор содержания дидактических игр, которое будет близким опыту детей с постепенным усложнением дидактического материала;
2. работа по сенсорному развитию должна выстраиваться с соблюдением следующих принципов: наглядности, доступности и прочности, систематичности и последовательности;
3. содержание работы по сенсорному развитию будет реализовываться в разных видах деятельности детей.
Задачи игровой технологии:
1. Проанализировать педагогическую и методическую литературу по проблеме сенсорного развития у детей младшего возраста;
2. Выявить особенности сенсорного развития у детей младшего дошкольного возраста.
3. Выявить систему работы по сенсорному развитию у детей младшего возраста посредством дидактических игр.
4. Выявить, обосновать и создать педагогические условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
Направления моей работы:
- формирование представлений о сенсорных эталонах ;
- обучение способам обследования предметов;
- развитие аналитического восприятия.
- воспитание первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).
На основе «Программы обучения и воспитания» по М. А. Васильевой разработан мониторинг «Сенсорное развитие детей младшей возрастной группы», который проводится в начале и конце учебного года.
Мною подобран комплекс интересных, доступных и познавательных для детей дидактических игр для сенсорного развития и разработана система педагогической работы, направленная на сенсорное развитие у детей младшей возрастной группы посредством дидактических игр.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами я использую игрушки и реальные предметы. Играя с предметами, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также на развитие речи и правильной ориентировки в пространстве.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, мозаика, разрезные картинки и кубики. Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, учатся сравнивать и выделять признаки предметов.
На протяжении нескольких лет работы с детьми младшего возраста я вела наблюдения и пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. С детьми, которые не справляются с этими задачами, провожу индивидуальную работу. Зная уровень подготовленности каждого воспитанника, работу по отбору дидактических игр я строю с учётом интересов детей, а также близким опыту детей с постепенным усложнением дидактических задач и игровых правил. Когда ребёнку интересно играть, обучение проходит более успешно и результативно.
Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируются корректность, доброжелательность, выдержка.
В своей работе применяю наглядные, практические и словесные методы обучения, обеспечивающие приобретению знаний, умений и навыков. Эти методы обучения сочетаю с методическими приемами.
Особый акцент делаю на умелый подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения. Опираясь на возрастные познавательные способности детей, приобщаю к миру вещей. Обучаю новому и интересному, используя при этом увлекательную игровую форму.
В работе по сенсорному развитию для детей младшей возрастной группы, используются следующие виды дидактических игр:
1. Дидактические игры на различение основных цветов:
«Катание цветных шариков», «Размести грибочки», «Домики и флажки», «Воздушные шары", «Разноцветные бусы», «Угостим медведя ягодой», «Поставь букет цветов в вазу», «Цветовое лото». Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.
2. Дидактические игры на различение величины предметов:
«Большие и маленькие бусы", "Большая и маленькая куклы", «Соберём башенку", «Сбор фруктов", «Какой мяч больше», «Угости зайчика». Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.
3. Дидактические игры на закрепление знаний о форме:
«Что лежит в мешочке», «Нанизывание бус разной формы", «Геометрическое лото", «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «Заштопай штанишки». Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
4. Дидактические игры на закрепление понятий большой-маленький, много-мало и основных цветов:
"Весёлые кармашки", «Найди среди других», «Подкати большой, маленький мяч», «Колобок и его друзья».
5. Дидактические игры и упражнения на слуховое восприятие:
- Дидактические упражнения: «Как гром гремит», «Как дождь стучит», «Громко топает слон», «Тихо топает слоненок» и т. д.
- Игры: «Кто как кричит», «Какой инструмент играет?», «Звуки высокие и низкие», «Чей домик?», «Угадай, кто позвал».
6. Игры, активизирующие движения, сочетающие с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей: «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры». В таких играх дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен флажок или ленточка такого же цвета, какая привязана у них к руке. Для ориентации в пространстве включаю игры и упражнения: «Где лежит, стоит?», «Поставь на место», «Далеко-близко», «Высоко-низко», «Справа-слева», «Вниз-вверх».
В свободной деятельности включаю игры: «Овощной магазин», где дети разглядывают имеющиеся в магазине овощи и ощупывают их, производят с ними различные действия: складывают в кучки овощи круглой формы, расставляют на одной полке овощи большей и меньшей величины, упаковывают в пакеты овощи только красного, синего или желтого цвета. «Накроем стол для гостей», где дети раскладывают посуду разной величины и цвета. «Нарядим куклу», где дети наряжают куклы в разноцветные платья, учатся завязывать бантики. А также предлагаю детям выполнять следующие упражнения: «Кто где живет» (провести дорожку от животных к месту, где они живут); «Назови картинки» (назвать и раскрасить, «Зернышки цыплятам» (имитация и звукоподражание); «Обведи правильно»; «Отгадай и раскрась» и т. д.
В режимных моментах включаю игры: «Оденем куклу Катю на прогулку», «Как нужно одеваться», «В гостях у Мойдодыра», в которых у детей воспитывается самостоятельность в самообслуживании.
Знакомясь с явлениями природы, включаю игры:
- Игры: «Краски лета, зимы…», «Соберем листочки», «Что за дерево».
- Дидактические упражнения: «Холодно – жарко», «Сухой – сырой», «Много-мало», «Большой-маленький», «Тихо-громко».
Ограничиваясь этим перечислением дидактических игр, важно отметить, что каждая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширяет его кругозор.
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Посредством игровой деятельности у детей развивается познавательная активность, пробуждается интерес к обучению.
Только при определенной системе проведения дидактических игр можно добиться у детей сенсорного развития. Посредством дидактических игр дети учатся анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по их свойствам и признакам.