Дроздова Анастасия Олеговна
Современные методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад № 14 "Солнышко" города Шумерля, Чувашская республика
Современные методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста.
Автор: Анастасия Олеговна Дроздова
2023г
ВВЕДЕНИЕ
Публикация «Современные методы обучения и воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Актуальность исследования. Проведенный анализ международного историко-педагогического опыта показывает, что успешное функционирование и развитие сферы образования определяется гуманизацией и технологизацией педагогического процесса. В начале XXI века эти направления приобрели приоритетное значение в образовательной сфере. Переход к гуманистической образовательной парадигме предполагает оказание помощи личности в формировании индивидуально-личностных концепций, которые отражают перспективы и пределы развития каждого ребенка – их физические, духовные задатки и способности, творческий потенциал, а также развитие интеллектуально-нравственной свободы, способности к адекватным оценкам и самооценкам, саморегуляции поведения и деятельности, а также развитие мировоззренческой рефлексии. Именно поэтому одной из ключевых задач педагогики является технологическое обеспечение гуманизации образования через использование педагогических технологий.
Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера воздействия педагога на детей в процессе обучения и воспитания с целью максимального развития личности в качестве активного участника окружающей действительности. Педагогическая технология представляет собой проработку теории и методики воспитания, переведенную на практику, сосредоточенную в одной точке, временно ограниченную и индивидуализированную на основе учета индивидуальных особенностей педагога и ребенка.
Цель данного исследования состоит в рассмотрении понятия технологии и изучении современных педагогических технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях. Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- Изучение понятия "технология".
- Анализ современных педагогических технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях.
- Изучение информационно-коммуникативной технологии и ее применение на практике.
Практическое значение данного исследования заключается в выявлении основных понятий технологии, анализе современных педагогических технологий, применяемых в дошкольных образовательных учреждениях, а также изучении информационно-коммуникативной технологии и ее применении на практике.
1. Понятие технологии и ее отличие от педагогической системы.
Обсуждение педагогической технологии и понимание ее сущности продолжается в течение многих лет. Различные педагоги, такие как Л. А. Байкова, В. П. Беспалько, И. П. Волков, Л. К. Гребенкина, В. В. Гузеев, Т. А. Ильина, М. В. Кларин, Г. Ю. Ксензова, А. С. Макаренко и др., внесли свой вклад в развитие термина "педагогическая технология". Слово "технология" стало применяться в педагогической науке, когда специалисты обратили внимание на искусство воздействия на личность ребенка [10].
На сегодняшний день понятие "педагогическая технология" тесно укоренилось в педагогическом лексиконе. Однако его понимание и использование неоднозначны. В энциклопедическом словаре приводится следующее определение технологии - это совокупность методов, применяемых в определенной сфере деятельности, направленных на достижение наиболее эффективных и экономических процессов [5].
По мнению В. Т. Лихачева, педагогическая технология - это совокупность установок, определяющих специальный набор методов и приемов обучения и воспитания, является организационно-методическим инструментом педагогического процесса [8].
В. П. Беспалько определяет педагогическую технологию как содержательную технику реализации учебного процесса [9].
И. П. Волков определяет педагогическую технологию как процесс достижения запланированных результатов обучения [9].
Технология - это искусство, мастерство, умение, набор методов обработки и изменения состояния, по мнению В. М. Шепеля [7].