Антонина Лазарева
Игровые способы коррекции эмоционального состояния агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Детская агрессивность – явление нормальное, связанное с психологическими особенностями каждого возраста. Но чтобы агрессивность не стала устойчивой чертой личности, следует разбираться в этих особенностях.
Агрессивным часто называют ребенка, который дерется, причиняет боль другим детям, взрослым, угрожает. Как правило, все жалобы родителей, педагогов на агрессивного ребенка укладываются в описанное поведение. Специалисты же склонны разделять такие понятия, как агрессивное поведение ребенка в той или иной ситуации и агрессивный ребенок (где агрессивные проявления считаются личностной чертой). Каждый ребенок, развиваясь, испытывает желание наказать обидчика, использовать силу для решения своих проблем, высказать угрозу. В младенчестве дети бьют игрушками своих родителей, отбирают понравившуюся игрушку у другого ребенка, при этом могут толкаться, кусаться, царапаться, драться. Чем старше они становятся, тем чаще речь и действия могут заменять на угрозы, ругательства либо сопровождать ими свои действия. У одних детей такое поведение возникает чаще, чем у других, и окружающие называют их агрессивными. Хотя при правильной реакции такое поведение может со временем исчезнуть и замениться более приемлемыми в обществе. При неправильном отношении агрессивное поведение закрепится и станет характерным для ребенка, и тогда он вполне оправдает мнение окружающих о себе, как об агрессивном ребенке.
Публикация «Игровые способы коррекции эмоционального состояния агрессивности у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Выделяют несколько видов агрессии :
1. Физическая (нападение) – использование физической силы против другого лица или объекта;
2. Вербальная – выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг, так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);
3. Косвенная – действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п., и действия, характеризующиеся направленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топаний ногами, битье кулаками по столу и т. п.);
4. Раздражение (вспыльчивость, грубость);
5. Негативизм (оппозиционное поведение).
6. Аутоагрессия - проявляется в самообвинении, самоуничтожении, причинении себе вреда.
Причины агрессивного поведения у ребенка :
1. Недостаток двигательной активности, физической нагрузки.
2. Дефицит родительского внимания, неудовлетворенная потребность в родительской любви и принятии;
3. Повышенная тревожность (комплекс несоответствия);
4. Усвоение эталонов агрессивного поведения в семье;
5. Косвенно стимулируемая агрессивность (СМИ, игрушки);
6. Низкий уровень развития игровых и коммуникативных навыков.
Агрессивные дети иногда проявляют агрессию лишь потому, что не знают других способов выражения своих чувств. Задача нас взрослых - научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами. Поэтому я бы хотела познакомить вас со способами снятия агрессивности у детей дошкольного возраста при помощи игровых упражнений и несложных правил.
Я поделюсь с вами экспресс-приемом как остановить вспышку агрессии у ребенка в группе :
1. Твердо произнесите: «Стоп, стоп, стоп». Это привлечет внимание ребенка.
2. Посмотрите ребенку в глаза и спокойным тоном спросите: «Это большая проблема, средняя или маленькая?» Этот прием помогает переключиться с бурных эмоций и начать обсуждать ситуацию (Прием предложила и описала в прессе Фабиана Сантос (Бразилия).
3. Прервите агрессивное поведение неожиданным действием. Например, свистните в свисток, пробегитесь в сторону от ребенка, наклонитесь и скажите шепотом ему любое слово, которое не относится к ситуации (например «кошка»).
4. Громко спросите: «Кто хочет пить?»
5. Используйте терапевтические возможности игры: предложите вместе поиграть – построить и разрушить сооружения из песка или снега, посоревноваться в догонялки или «выше ножки».
6. Скажите детям в группе с обычной громкостью: «Хлопните в ладоши один раз те, кто меня слышит». Скорее всего, вас услышат всего несколько детей, но их хлопки привлекут внимание остальных. Тогда произнесите: «Хлопните в ладоши два раза те, кто меня слышит». После этого можно предложить детям прохлопать в ладоши простой ритм или быстро перейти к игре (например, предложите дотронуться до чего-то деревянного, круглого, маленького и т. п.) Можно изобразить дождь: первый ребенок хлопает себя ладонями по ногам («падают первые капли дождя», присоединяется второй («дождь усиливается», хлопают все («настоящий ливень», первый перестает хлопать («дождь стихает», второй перестает(«дождь все тише») и т. д., пока «дождь не закончится». Этот прием можно использовать и в том случае, если группа в напряжение.
Стратегия преодоления агрессивного поведения у ребёнка :
Первый шаг – стимуляция гуманных чувств:
1. необходимо стимулировать у ребёнка умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости и вины за агрессивное поведение.
2. необходимо развивать у ребёнка чувство эмпатии, сочувствия к другим: сверстникам, взрослым, ко всему живому.
Второй шаг – ориентация на эмоциональное состояние другого :
– необходимо стремиться обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся. Например, «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
Третий шаг – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния :
• необходимо постараться понять характер агрессивности - защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;
• стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;
• необходимо чаще разговаривать с ребёнком о палитре его эмоциональных состояний;
• необходимо часто спрашивать ребёнка о вариантах выхода из конфликтной ситуации;
• необходимо объяснить какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
• спрашивайте у ребёнка (чтобы он осознавал) в каких случаях он чаще становится сердитым, теряет над собой контроль.
• объясните ребёнку, что означает «контролировать» собственную агрессию и почему это необходимо.
Помните: что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.
В преодолении агрессивного поведения детей помогают игры и упражнения, которые направлены на снятие физической и вербальной агрессии, преодоление упрямства, негативизма и психологическую разгрузку дошкольников.
Игра «Маленькое приведение». Ведущий: «Будем играть в маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного попугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (взрослый поднимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только пошутить». В конце игры «привидения» превращаются в детей.
Упражнение «Брыкание». Дети ложатся на ковёр на спину, ноги свободно раскинуты. Затем они медленно начинают брыкаться, касаясь пола всей ступнёй. В ходе выполнения упражнения дети чередуют ноги и высоко поднимают их, постепенно увеличивая скорость и силу брыкания. На каждый удар ребёнок говорит «Нет!», увеличивая интенсивность удара. Затем дети слушают спокойную музыку.
Игра «Минута шалости». Ведущий по определённому сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает детям шалить: каждый делает то, что ему хочется: прыгает, бегает, кувыркается. Повторный сигнал ведущего завершает детские шалости.
Игра «Упрямый капризный ребёнок». Дети, входящие в круг, по очереди изображают капризного ребёнка. Затем дети разбиваются на пары «родитель и ребёнок» : «ребёнок» капризничает, «родитель» уговаривает его успокоиться. Каждый играющий должен побывать в роли капризного ребёнка и уговаривающего родителя.
Игра «Уходи, злость, уходи!». Играющие ложатся на ковёр по кругу. Между ними- подушки. Закрыв глаза, они начинают изо всей силы бить ногами по полу, а руками по подушкам с криком: «Уходи, злость, уходи!» Это продолжается 3 минуты, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раскинув руки и ноги, спокойно лежат, слушая расслабляющую музыку.
Игра: «Моя злость». Мы предлагаем детям рассмотреть рисунки злых лиц, фотографии людей во время ссор, драк. Побуждать детей объяснить, какие признаки выделяют злое лицо. Цель игры: Научиться управлять мышцами лица с помощью мимики, контролировать проявление своих эмоций. В ходе игры дети изображали перед зеркалом злые лица, а затем трансформировали его в доброе, изменяя мимику лица. А затем превратить «злость» в «доброту», изменив лицо. Данная игра способствовала снятию напряжения детей, выплеску их агрессии на бездушных предметах и формированию умения при помощи зеркала управлять мимикой лица. В ходе игры дети веселятся, сотрудничают с другими детьми, не пытаются лидировать.
Игра «Водопад»
Цель: эта игра на воображение поможет детям расслабиться.
Инструкция: «Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове…Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи. Белый свет течет по вашим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной. А свет течет по вашей груди, по животу. Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия, можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень расслабленно и приятно. Пусть свет течет также по вашим рукам, по ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь и наполняетесь свежими силами. (30 секунд). Теперь поблагодарите этот водопад света за то, что он вас так чудесно расслабил. Немного потянитесь, выпрямитесь и откройте глаза». После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.
«Мое настроение»
Цель: развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроение других, стимулирование эмпатии. Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, физическим состоянием, показать его в движении. Все зависит от фантазии и желания ребенка.
Работа по коррекции агрессивного поведения детей будет наиболее эффективна при соблюдении взрослыми следующих правил:
1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.
2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка. Наказывать за конкретные поступки.
4. Наказание не должно унижать ребёнка.
5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.
6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.
8. Развивать способность к эмпатии.
9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.
10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
11. Учить брать ответственность на себя.
Список использованной литературы:
1. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. – СПб. : Речь, 2007. – 144 с.
2. Джинотт Х. Дж. Групповая психотерапия с детьми. Теория и практика игровой терапии / Пер. с англ. И. Романовой. Нау чред. Е. Рыбина. – М. : Апрель-Пресс, изд-во Института психотерапии, 2005. – 272 с.
3. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2010. – 136 с.
4. Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб. : Питер, 2010. – 583 с.
5. Практикум по возрастной психологии : Учебное пособие / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. – СПб. : Речь, 2010. – 694 с.
6. Психология детства. Учебник. Под редакцией А. А. Реана. – СПб. : «прайм-ЕВРО-ЗНАК», 2003. – 368 с.
7. Фурманов И. А. Детская агрессивность : психодиагностика и коррекция. – Минск: Ильин В. П., 1996. – 192 с.