Любовь Романова
Игровые сеансы с детьми в сенсорной комнате в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
Сенсорная комната- интересное и увлекательное место, где ребенок наверняка забудет обо всех своих переживаниях. Она представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение.
Занятия в сенсорной комнате позволяет стимулировать зрительную, слуховую, тактильную модальность и использовать эту стимуляцию длительное время, поскольку используется массивный поток информации на каждый анализатор и восприятие становиться более активным.
Публикация «Игровые сеансы с детьми в сенсорной комнате в адаптационный период» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2014
Внимание ребенка привлекают различные превращающиеся, изменяющие цвет панели и приспособления для активного освоения новых ощущений, что стимулирует его познавательную деятельность и мотивацию.
Методика работы с использованием оборудования сенсорной комнаты основано на поэтапном включении, синхронизации и усилении всех сенсорных потоков путем различных видов стимулирующего воздействия.
Основными целями занятий в сенсорной комнате являются : стимулирование сенсорного развития детей; компенсация сенсорных впечатлений; сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Занятия в сенсорной комнате начинается с развития кожно-кинетической чувствительности, так как она является базой для зрительного и слухового восприятия. Для развития тактильной чувствительности используются «Трубка с пузырьками и рыбками», «Тактильные емкости». Посредством осязания, мышечного чувства ребенок начинает различать форму предметов, величину и качество. Одновременно с совершенствованием движения кистей рук, развивается глазомер, ребенок приучается контролировать движения рук зрением, развивается сенсорный опыт малыша, а так же зрительно-моторная координация. Ребенок сопровождает действия словами, называя предметы и рассказывая о них, обогащается его словарный запас, развивается речь, слуховое восприятие.
Следующим этапом развития детей являются занятия по развитию визуального и акустического восприятия. Для развития слухового анализатора широко используются диски с различными записями. Для развития зрительных ощущений используем разнообразные игры наборы геометрических фигур, «Звездное небо».
Таким образом, все пособия используются многофункционально и направлены на развитие всех видов восприятия.
Чтобы эффективно использовать сенсорную комнату, на первом этапе дети должны подробно ознакомиться с ней, почувствовать себя в ней свободно. На это уходит 2-3 занятия. Знакомство с сенсорной комнатой начинается без включения сенсорных приборов, постепенно, дети привыкают к незнакомым материалам, ощущениям, поверхностям.
После того как дети освоятся в пространстве, поэтапно вводятся в действие элементы сенсорной комнаты. Педагог показывает пример использования предметов, поощряя попытки детей действовать самостоятельно, находить новое применение тому или иному объекту.
В сенсорной комнате создаются условия для тренировки процессов торможения, необходимых при повышенной возбудимости и агрессивности ребенка. Спокойная, доброжелательная обстановка, присутствие понимающего взрослого в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов сенсорной комнат способствуют созданию у детей ощущения защищенности, уверенности в себе, спокойствия, богатство положительных эмоций – развитие внутренних резервов детей, особенно формирование у них новых понятий и качеств, основанных на доброжелательности. Они учатся общаться, делится впечатлениями.
Оборудование сенсорной комнаты.
Маты - служат в качестве мягкого напольного покрытия, на котором ребенок и взрослый могут лежать, сидеть, производить разные действия. Маты обеспечивают комфорт и безопасность в сенсорной комнате.
Сухой бассейн - круглый с мягкими стенками бассейн, наполненный пластмассовыми полупрозрачными шариками. Используется как для релаксации, так и для активных игр. Лежа в бассейне, ребенок может принять позу, которая соответствует состоянию его мышечного тонуса, и расслабиться. При этом постоянный контакт тела с шариками дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект. В бассейне можно двигаться и делать различные упражнения, что способствует развитию координации движений.
Проектор «Звездное небо» -изображение на потолке звездного неба, Млечного пути исполненное люминесцентными красками, с отражающим эффектом. Создает эффект свечения, способствует развитию воображения, зрительного восприятия, концентрации внимания.
Пузырьковая колонна - в прозрачной колонне, выполненной из органического стекла и заполненной водой, цвет подсветки которой меняется (цвета- красный, синий, зеленый, желтый) перемещаются вверх, вниз и в стороны разноцветные фигурки рыбок. Пузырьковая колонна эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений, формирует фиксацию взора, концентрацию внимания, плавного прослеживания и зрительно-моторной координации.
«Лавовый светильник» - состоит из стеклянного сосуда в виде колбы, в котором находится глицерин и воск, который при нагревании начинает перемещаться в колбе, создавая расслабляющий эффект.
«Модуль – подушка», выполненная в виде солнышка, набитая мягкими гранулами, дает чувство комфорта и защищенности, способствует снижению агрессивности.
«Сенсорная емкость»- емкости с разными наполнителями, способствуют развитию зрительного, тактильного восприятия, обоняния.
«Тактильная емкость»- состоит из набора предметов разных текстур, способствующих обогащению тактильных впечатлений.
«Визуальные емкость»- состоит из набора предметов разной формы, цвета, величины, способствующих развитию зрительного анализатора, закреплению и различению понятий «цвет», «форма», «величина».
«Набор геометрических фигур»- геометрические деревянные фигурки, разной формы и величины, окрашенные краской разного цвета; способствует формированию представлений о цвете, форме и величине предметов, обогащает сенсорный опыт малышей, активизирует зрительное восприятие.
Упражнения для детей от рождения до трех лет.
Начиная посещать детский сад, ребенок неизбежно испытывает стресс. Незнакомые взрослые и ребята, расставание с мамой на целый день, новые правила, которые нужно выполнять, - все это становиться причиной внутреннего напряжения, В это время важно помочь малышу привыкнуть новой обстановке.
Игровые упражнения в сенсорной комнате позволяют уменьшить эмоциональное напряжение у детей, формируют доверительные отношения к окружающему миру, создают бодрое и оптимистическое настроение, позволяют стимулировать зрительную, слуховую, тактильные ощущения и использовать это длительное время, поскольку в данных условиях используется массированный поток информации на каждый анализатор и восприятие становится более активным.
Упражнения для детей строятся в зависимости от психического развития ребенка. Каждое упражнение проводят несколько раз, постепенно усложняя его содержание. Комплектование, загруженность и продолжительность варьируется педагогом. Упражнения распланированы по принципу последовательного развития всех видов чувствительности с увеличением запаса приобретенных умений.