Екатерина Кутовая
Игровые приемы на занятии с учетом здоровьесбережения ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые приемы на занятии я подбираю с учетом здоровьесбережения ребенка :
• чередование работы на горизонтальной и вертикальной поверхностях,
• расположение материала вблизи и вдали,
• частая смена динамических поз,
• работа в движении.
Предлагаемые в данной работе игровые приемы по закреплению правильного произношения звуков проверены многолетней практикой. Они предназначены в основном для автоматизации изолированных звуков, хотя большинство из них можно использовать для закрепления звуков в слогах и словах (более подробно работа по автоматизации звука в слогах и словах представлена в другой работе).
Публикация «Игровые приемы на занятии с учетом здоровьесбережения ребенка» размещена в разделах
“Упражнение с волчком”
Деревянный или пластмассовый волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Упражнение выполняется сначала пальцами ведущей, затем другой руки. Пока волчок крутится, ребенок произносит отрабатываемый звук.
“Дорожка”
На стене прикреплена схема: длинная полоса, короткие полосы, точки. Ребенок передвигает по этим линиям игрушку, символизирующую звук, произносит звук соответственно длительно, коротко или отрывисто. <Рисунок 1>
Рисунок 1
“Лабиринт”
По нарисованному лабиринту (дорожке) ребенок проводит пальчиком, рисует маркером (позже просто прослеживает глазами, проговаривая звук. Можно использовать готовые картинки по ориентировке. Ребенку предлагается выбрать маршрутную карту, пройти по маршруту и открыть перевернутую картинку. Если картинка совпала с картинкой у логопеда, то задание выполнено правильно.
“Говорящий карандаш”
Рисуем, обводим разные линии и тянем звук. В этом и других заданиях, требующих рисования, я использую прозрачные пластиковые папки, в которые вкладываю лист с заданием. Ребенок рисует водным маркером. Таким образом, пособие можно использовать многократно.
“Магический экран”.
Обводка и рисование по различным линиям через “магический экран” (это игровое пособие продается в магазинах, работа с ним вызывает у детей огромный интерес) с одновременным произнесением звука.
“Поющая веревочка”
Выкладывая веревочку (разноцветные шнурки, тесемки разные по фактуре) по нарисованной линии, тянем звук.
“Шарик”
1 в. Во время произнесения звука дети перекатывают (перекладывают из рук в руки) шарик от пинг-понга, мячик (деревянный, пластмассовый, каучуковый, стеклянный, металлический).
2 в. Мячик-“ёжик” прижимают к столу указательным пальцем, затем перекатывают к среднему, безымянному, мизинцу. При нажатии называют нужный звук.
3 в. Прокатывают мяч, машинку, пытаясь попасть в ворота, проговаривая звук.
“Ступеньки”
1 в. Нужно прошагать пальчиками по нарисованным ступенькам вверх и вниз, правильно повторяя звук.
2 в. Ступеньки выкладываются самим ребенком на столе из счетных палочек или спичек. Задание остается прежним.
3 в. Ступеньки или узор выкладывают на коврографе (используем мягкий геометрический конструктор, укрепленном на стене.
“Раз – шажок, два – шажок…”
1 в. Ребенок указательным и средним пальцами шагает по нарисованным кружочкам, цветочкам, листочкам, проговаривая отрывисто нужный звук.
2 в. Пальчики шагают по отверстиям кухонной решетки.
3 в. На пальчики надевают печатки. Ребенок смачивает их в красках и шагает по листу, оставляя следы. На каждый шаг называет звук.
4 в. Ребенок шагает по комнате, называя звук на каждый шаг (также слог, слово).
“Живые игрушки”
Использовать маленькие игрушки, символизирующие разные звуки. На столе разложить (можно закрепить на магнитной доске или фланелеграфе) цветочки, листочки, облака, домики и т. п. по всей поверхности. Ребенок берет игрушку, например, кузнечика, и, перепрыгивая с цветка на цветок, называет звук “ч”.
“Скажи столько же раз”
1 в. Бросить кубик, посчитать точки, сказать заданный звук столько же раз (опора на зрительный анализатор).
Выбрать одну из перевернутых карточек, посчитать, сколько нарисовано кружков (квадратиков, цветочков т. п., сказать звук столько же раз.
Использовать рисунки в условиях наложения, зашумления. Например, найти только кружочки, посчитать, сказать звук столько же раз.
2 в. Послушай, сколько раз логопед хлопнет, топнет, ударит в бубен и т. п. и скажи столько же раз нужный звук (опора на слуховой анализатор).
3 в. Ребенок закрывает глаза. Логопед ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка. Ребенок считает и проговаривает звук нужное количество раз (опора на кожно-кинестетический анализатор).
“Цветные бусинки” (на резинке)
На резинке прикреплены цветные бусины. Ребенку нужно щелкать пальчиками только по бусинам определенного цвета, называя нужный звук. <Рисунок 2>.
Рисунок 2
“Таблицы”
Ребенку предлагаются таблицы с разными рисунками (типа корректурных проб). Обводя определенный рисунок, ребенок произносит длительно звук. Можно зачеркивать рисунок, можно просто дотрагиваться пальчиком и произносить звук отрывисто. Таблицы я составляю сама. Для этого использую цветные картинки, контурные и силуэтные изображения. <Приложение 1>.
“Разноцветные прищепки”
На стене прикреплены шнурки четырех цветов. Ребенок достает из мешочка прищепку, закрепляет ее на веревке соответствующего цвета и произносит звук. Количество вариантов работы с прищепками и цветными шнурками зависит от фантазии педагога. <Рисунок 3>.
Рисунок 3
“Геоконт”
Используя это пособие В. В. Воскобовича, можно проговаривать звук длительно или отрывисто. Ребенку предлагается найти штыречки определенного цвета, дотронуться до них, назвав звук. Затем ребенок натягивает резинку, чтобы получилась заданная фигура и проговаривает протяжно звук, проводя пальчиком по резиночкам (сторонам фигуры).
Также “Геоконт” можно использовать для дифференциации звуков. Поочередно нажимая на штырьки разного цвета, ребенок произносит оппозиционные звуки (слоги). С этим пособим особенно любят заниматься мальчики. Придумывая новые задания, с “Геоконтом” можно заниматься несколько занятий подряд.
“Стрелочки”
Для дифференциации свистящих и шипящих звуков, слогов, а так же для дифференциации звуков “ч” и “ть” я использую вырезанные или нарисованные стрелочки (а у меня это самолетики). Они показывают положение языка при произнесении звука.
1 в. Логопед проговаривает звуки в любом порядке, а ребенок выкладывает стрелочки.
2в. Ребенок выкладывает стрелочки в определенном порядке, потом “читает” звуки.