Кристина Воробьева
Игровые методы коррекции детского неблагополучия
Игровые методы коррекции детского неблагополучия.
Игра- форма индивидуального, творческого отражения действительности, это средство всестороннего воспитания (развитие речи, воображения. Формирование интересов детей, воспитание волевых черт характера, чувства коллективизма).
Детское неблагополучие- условия, непригодные для развития ребёнка, препятствующие и наносящие вред его жизни, здоровью и развитию.
Публикация «Игровые методы коррекции детского неблагополучия» размещена в разделах
Психологическая коррекция эмоциональных нарушений у детей в основном направлена на смягчение эмоционального дискомфорта у детей, повышение их активности и самостоятельности, агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность и др. Значительный этап работы с этими детьми – коррекция самооценки, уровня самосознания, формирование эмоциональной устойчивости и саморегуляции. Проводиться 1–2 раза в неделю.
Игротерапия — это метод лечебного воздействия на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т. п. В основе различных методик, определяемых этим понятием, лежит признание игры важным фактором развития личности.
Метод игротерапии в большей мере способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей.
Рекомендуется использование как контактных, объединяющих игр, так и познавательных игр, игр на развитие основных психических функций. Все эти игры способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, а так же развивают эмоциональную и познавательную сферы.
1. Использование сюжетно-ролевых игр.
Они способствуют коррекции самооценки ребенка, формированию у него позитивных отношений со сверстниками и взрослыми. Перед началом игровой коррекции необходимо разработать сюжет игры, выбрать игровой материал, сформировать группу детей и спланировать игровые ситуации.
Можно использовать такие игры как : «больница, парикмахерская, дочки матери, и т. п»
Особое значение в коррекции эмоционально-волевой сферы ребенка имеют подвижные игры, они обеспечивают эмоциональную разрядку, снимают торможение, связанное со страхом, способствуют гибкости поведения и усвоению групповых норм, развивают координацию движений.
Можно использовать такие игры как : «пятнашки, ловишки, у медведя во бору, бездомный заяц и т. п» но игры нужно подбирать в соответствии с возрастом ребенка.
Игра – драматизация представляет собой разновидность театрализованной сюжетно – ролевой, режиссёрской игры.
Игры драматизации решают следующие задачи:
- Воспитывают интерес к литературному творчеству;
- Способствуют воспитанию умения работать в коллективе;
- Развивает память, артистические способности;
- Способствуют более глубокому познанию жизни.
Примеры игр: «Осень спросим», «Кисонька - мурысонька», «Волк и лиса», «Лиса и петух».
Несомненно большое коррекционное воздействие оказывают игровые занятия, и упражнения. Они носят как развивающий так и образовательный характер, корректируют различные нарушения в эмоционально –волевой сфере.
Можно использовать такие упражнения как : «Цапля,стойкий оловянный солдатик, ах – ладошки, вы ладошки»
В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. В процессе сказкотерапии можно использовать разные жанры: притчи, былины, мифы, анекдоты и др. Типы сказок: Художественные – народные, авторские – дидактические, психотерапевтические, медитативные, психологические.
Функции сказкотерапии:
- анализируются проблемы, скрытые глубоко в подсознании;
- отображаются внутренние конфликты;
- устраняются фобии;
- развивается фантазия;
- улучшается словарный запас;
- предотвращаются ошибки;
- поднимается самооценка и пр.
1. Художественная. К ним относят как авторские, так и народные рассказы. Народные во многом ассоциируются с мудростью, в то время как авторские могут иметь очень тонкие и скрытые значения.
2. Дидактические сказки. Они разработаны специально для обучения. Их цель — обучать детей тем или иным вещам, в зависимости от проблематики. Часто практикуется проведение дидактической игры по сказкам.
3. Медитативные сказки. Служат для того, чтобы человек мог расслабиться, избавиться от агрессии и накопить позитивные мысли, опыт.
4. Психотерапевтические сказки. Сказкотерапия как средство психотерапии позволяет провести глубокую и тщательную работу над проблемами пациента.
5. Психокоррекционные. Обычно используются для решения проблем агрессии малышей, а также нарушений поведения.
Музыкотерапия -Это особая форма работы с детьми с использованием музыки в любом виде. Исследования воздействия музыки выявили, что классическая, джазовая и народная музыка повышает жизненный тонус человека, активизирует его творческие способности и в целом оказывает благоприятное действия на психику. Возможности музыкатерапии: а) Активизировать ребёнка, поднять настроение. б) Улучшения эмоционального настроения. в) Мышечная релаксация. г) Успокоение. д) Обогащение эмоционального мира. Формы использования музыкотерапии: а) На занятии в качестве фона. б) При засыпании. в) Для выплеска энергии. г) Во время проведения режимных моментов
Телесно-ориентированная терапия- Это методы работы с психикой, через тело. В происхождение большинства болезней и расстройств большую роль играет ненормально повышенное эмоциональное и мышечное напряжение, которое является результатом нарушения гармонии между человеком и окружающим миром. Когда баланс нарушен, организм начинает искать выходы из трудной ситуации путём напряжения. Если стресс затягивается, напряжённость нарастает – возникает болезнь. (Вильгельм Райх)
- Избавление от комплексов, мешающих жить нормальной, полноценной жизнью без «допинга».
- Поиск причины, предпосылки для проблемы, а также помощь в ее решении.
- Уменьшение агрессивности, гнева, раздражительности.
- Улучшение сна, снижение утомляемости.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что основными направлениями коррекции эмоциональных неблагополучий личности в дошкольном возрасте являются:
1) формирование навыков общения;
2) гармонизация отношений ребёнка в семье и со сверстниками;
3) коррекция некоторых личностных свойств, которые препятствуют общению, либо изменение проявления этих свойств так, чтобы они не влияли негативно на процесс общения;
4) коррекция самооценки ребёнка с целью приближения её к адекватной. В заключении отметим, что в целом, поставленные задачи выполнены.