Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Игровой тренинг отцов с детьми дошкольного возраста «Медленно, но верно на встречу друг другу»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой тренинг отцов с детьми дошкольного возраста «Медленно, но верно на встречу друг другу»
Цель: развитие эффективных навыков социальной коммуникации между детьми и родителями через непосредственную игровую деятельность.
Задачи:
1. Усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление вербального и невербального контакта, наблюдение и совместную деятельность;
2. Получение обратной связи от взрослых и детей, расширение взглядов на собственный педагогический опыт, его расширение и взаимодополнение;
Публикация «Игровой тренинг отцов с детьми дошкольного возраста „Медленно, но верно на встречу друг другу“» размещена в разделах
3. Изменение родительских позиций в воспитании своих детей в позитивную сторону.
Методология тренинга :
- предмет тренинга – дети и способы взаимодействия с ними родителей (отцов);
- все участники тренинга имеют право на свободное участие, лишенное формализма и рутины;
- ведущий не является абсолютным авторитетом, единственным источником информации и суждений, которые обязательно должны быть приняты всеми участниками тренинга.
Содержание:
- повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и развития подрастающего поколения;
- организация свободных игр с детьми и родителями, направленные на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства («друзья»);
- продуктивные формы деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между отцом и ребенком;
- стимулирование речи детей в процессе общения с отцами и другими участниками тренинга.
Идея тренинга : сотрудничество и взаимодействие
- формирование навыков сотрудничества с ребенком посредством социального опыта взаимодействия;
- признание права ребенка на выбор в любой ситуации и ее оптимальная аргументация с последующим резюмированием;
- сплочение отцов и детей, нахождение максимально возможных точек соприкосновения.
Ценность тренинга :
- увидеть своего ребенка в общении со сверстниками и другими взрослыми;
- развить свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком;
- сплочение отцов и детей, позитивное взаимодействие.
Элементы и приемы в тренинге :
- игры и упражнения;
- викторина;
- работа с рисунком, визуализация образов;
- наделение объекта значением, смыслом.
Примечание: по завершению тренинга по желанию проводятся индивидуальные консультации с родителями.
Время проведения: 35 минут
Структура тренинга :
1. Игровои метод «Комплименты или красивые слова» (вербальные средства общения).
2. Викторина «Волшебные предметы из сказки» (вербальные и невербальные средства общения).
3. Рисование «Волшебный цветок» (невербальные средства общения).
4. Физминутка «Красавица и чудовище» (невербальные средства общения).
5. Подведение итогов «Поляна добра на нашей планете»
6. Ритуал прощания.
Материалы:
Два мяча большой и маленький, карточки с изображением волшебных предметов (лампа Аладина, волшебное перо Жар-птицы, молодильное яблочко, шерстяной клубочек ниток, аленький цветочек (роза, цветик семицветик (ромашка, готовый рисунок педагога с цветком, наделенным волшебством (цветок здоровья); на каждую пару (ребёнок +отец) : мольберт, лист бумаги формата А3, гуашь, кисточки, непроливайки, салфетки, клеенка.
Ход тренинга:
Педагог: Дорогие дети и родители (отцы, я очень рада видеть вас в нашем зале. Наша встреча интересная и необычная. Она посвящена сегодня игровому тренингу, который называется «Медленно, но верно на встречу друг другу». Я надеюсь, что благодаря нашим стараниям вы станете немного ближе друг другу. Вы будите лучше понимать друг друга. И для начала предлагаю вам:
1) Игру-знакомство, которая называется «Комплименты или красивые слова».
Цель этой игры произнести и услышать имена всех частников, по возможности сразу же запомнить и воспроизвести, сделать легкий и непринужденный комплимент по кругу от одного участника к другому.
Правила проведения: первый участник представляется, называя свое имя и какое-нибудь прилагательное, ( например: «Я- жизнерадостный Максим»). Следующий участник повторяет услышанное имя вместе с прилагательным, затем называет себя («это – жизнерадостный Максим, а я умный и мудрый Сергей»). Третий участник повторяет оба услышанных имени с прилагательными и добавляет к ним свое, и так далее по кругу. Для удобства одновременно мы будем передавать мячик. Не забывайте делать легкие и непринужденные комплименты друг другу.
2) Следующим заданием предлагаю вам викторину «Волшебные предметы из сказок». Я показываю вам карточку с изображением предмета, а вы советуетесь между собой в паре и называете сказку, в которой этот предмет помогал героям:
Лампа – Старик Хотабыч,
Волшебное перо Жар Птицы – Конек Горбунок,
Молодильное яблочко – Иван Царевич и серый волк,
Волшебный клубочек – Царевна лягушка,
Цветочек (роза) – Аленький цветочек,
Цветик семицветик – Цветик семицветик.
- Расскажите, пожалуйста, какими волшебными свойствами обладал Цветик семицветик? (ответы детей и отцов).
- А какое самое волшебное и доброе желание девочки Жени осуществил Цветик семицветик? (помог мальчику Вите стать здоровым).
3) Рисование. «Нарисуйте свой цветок, и наделите его каким либо волшебным свойством.» (Для каждого родителя и ребёнка стоит мольберт, с прикрепленным на нем листом бумаги, одним на двоих и на нем же лежат кисточки и гуашь, непроливайки, салфетки, клеенки.) Договариваетесь между собой, кто начнет рисовать первым, а кто продолжит рисунок. Другой, лучше если это будет родитель, наблюдает, стараясь понять замысел. По второму сигналу второй участник пары дорисовывает рисунок. Затем вы вместе советуетесь, каким волшебством вы решили наделить свой цветок и мы все обсудим то что у вас получилось (отрицательных отзывов и оценок не давать).
Я и воспитатель Анастасия Владимировна, тоже решили нарисовать по волшебному цветку, посмотрите, что у нас получилось…. (показываю цветы). Мой цветок обладает волшебным свойством дарить здоровье, а цветок Анастасии Владимировны дарит солнечную, теплую, безоблачную погоду в разгаре зимы.
По звуковому сигналу вы создаете свои цветы. Только помните это не соревнование, здесь не нужно торопиться. Рисуйте, вкладывая всю свою фантазию и доброту в сюжет».
Вопросы к обсуждению:
- расскажите, каким волшебством вы наделили свой цветок?
- почему вы именно это волшебство выбрали своему цветку?
- как вы думаете, кому сможет помочь ваш цветок? Это актуально для вас на сегодня?
4) Отвлечемся, расслабимся и поиграем в игру, которая называется «Красавица и чудовище». Встаем в круг.
Правила проведения: «Большой мяч – это чудовище, а маленький мячик это Красавица, наша задача с вами передавать мяч по кругу так, чтобы чудовище не смог догнать Красавицу. (играем по часовой стрелке, потом в обратную сторону).
5) Возвращаемся к нашим замечательны волшебным цветам. Предлагаю вам из них создать в нашем зимнем саду «поляну добра на нашей планете». Чтобы все дети и взрослые могли прийти на нее, загадать свое желание, и оно обязательно сбылось. А наши волшебные цветы им в этом помогут.
Вопросы к обсуждению:
- Как вы считаете, красивая поляна на нашей планете получилась у нас?
- Нужна ли нам с вами такая поляна добра? А другим окружающим нас людям?
- А в нашем саду нужна ли такая поляна добра нашим детям? А в ваших домах, квартирах?
6) Возвращаемся в круг.
Педагог: «Мы с вами сегодня хорошо потрудились.
- Как вы считаете, плодами наших трудов стало доброе дело? (несомненно, да).
- Как вы думаете, почему для нас с вами эта поляна добра будет иметь особое значение? (потому что мы вместе, своими руками создали её)
- Как вы считаете, какое главное назначение будет иметь наша «поляна добра на нашей планете»? (помогать людям в разных жизненных ситуациях).»
Педагог: «Наша встреча подошла к концу. Мы о многом сегодня говорили и рассуждали, делали выводы и резюмировали свои мнения и учились их обосновывать. Предлагаю вам прощаться без лишних слов, невербально. Придумайте жест, которое выразит ваше настроение от встречи. А мимикой (выражение лица) укажите на завершение совместной работы. Спасибо за внимание! Надеюсь, мы с вами скоро встретимся вновь за новыми темами для обсуждения и их разрешения».
Используемая литература:
1. Бакли Р., Кэйпл Дж. Теория и практика тренинга. – СПб. : Питер, 2014. – 352с.
2. Бишоп С. Тренинг ассертивности. – СПб. : Питер, 2015. – 208с. : ил.
3. Бишоп С., Тэйлор Д. Тренинг изменений в организации. – СПб. : Питер, 2012. – 384с. : ил.
4. Вагин И., Рипинская П. Тренинги – это классно. Стратегия проведения психологических тренингов. – М. : АСТ: Астрель: Люкс, 2015. – 256. : ил.
5. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. – СПб. : Речь, 2016. – 144с.
6. Марковская И. М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми. – СПб: ООО Издательство «Речь», 2015. – 150с.
7. Торн Кей, Маккей Д. Тренинг настольная книга тренера. – СПб. : 2015. – 208с.