Галина Смирнова
Игровой тренинг для детей подготовительной к школе группы «Волшебное путешествие в страну Понимания»
▼ Скачать + Заказать документы
Игровой тренинг для детей подготовительной к школе группы
Цель: развитие навыков эффективного общения, обучение навыкам взаимопонимания, вербализации своих чувств и мыслей.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с миром эмоций;
2. Формировать умение ребенка понимать свои эмоции и чувства, понимать эмоции и чувства окружающих людей;
3. Формировать у детей уверенность в себе, доверие к окружающим.
4. Развивать способность сдерживать себя и выражать чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме.
5. Способствовать умению работать в паре - уметь договариваться.
Публикация «Игровой тренинг для детей подготовительной к школе группы „Волшебное путешествие в страну Понимания“» размещена в разделах
6. Воспитывать доброжелательность
Предварительная работа: рассматривание изображений людей с разными эмоциями, ежедневный ритуал в группе «Домик эмоций», игры на умение понимать свои и чужие эмоции, игра «Сиамские близнецы» - умение договариваться при работе в паре.
Ход:
В. – Добрый вечер, ребята! Посмотрите, сколько у нас гостей, поздоровайтесь с ними и подарите им свои теплые улыбки.
В. - Ребята, я предлагаю вам выбрать картинку с эмоцией, которая у вас сейчас – добрая, гневная. Чтобы не потерять эти картинки, давайте прикрепим их на одежду (с помощью двустороннего скотча) и пройдем на стульчики.
В. – Вы все очень внимательные, а хотите друг о друге узнать что – то новое? Я буду вам давать задание, а вы внимательно слушайте …
• Встаньте все те, кто любит сладкое.
• Встаньте все те, кто хочет идти в школу.
• Встаньте все те, кто любит занятия в д\саду.
• Встаньте все те, кто любит слушать сказки, которые читает мама.
• Встаньте все те, кто поздно ложиться спать.
• Встаньте все те, у кого есть младшая сестра.
• Встаньте все те, кто радуется хорошей погоде.
В. – Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из вас запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? Кто хочет идти в школу и любит занятия в детском саду?
В. – Молодцы. Все – таки вы очень внимательные ребята. Еще немного времени пройдет, и вы пойдете в школу, там появятся новые друзья, вам придется знакомиться с учителями, другими детьми, старшеклассниками! А чтобы появились новые друзья, чтобы вас понимали другие, предлагаю всем вам сдать экзамен на звание мастера общения, чтобы выяснить умеете ли вы понимать чувства других и свои собственные.
В. - Хочу вам сообщить, что есть такая волшебная страна Понимания. Как вы думаете, что это за страна? Почему она так называется?
В. - А вот, насколько вы правы, мы узнаем в течение нашего занятия. Но вам по дороге предстоит выполнить разные интересные испытания.
В. – Отправляемся в путь. Вы вместе в группу ходите уже давно, успели все подружиться. Но бывает так, что даже друзья ссорятся. У вас бывает такое? А какими качествами нужно обладать, чтобы быть хорошим другом? Хотели бы вы, чтобы вас считали хорошим другом?
В. – И первое испытание называется «Поссорились-помирились».
В. - Для того чтобы пройти это испытание, вам нужно разбиться на пары. Помогут нам в этом волшебные веревочки. Они сами знают, кого из вас объединить в пары: возьмитесь каждый за конец веревки, середина - в руках у меня. А сейчас, я отпущу середину веревки, и тот, кто держится за одну веревку, образуют пару.
В. - Ребята, а теперь разойдитесь по залу парами. Я буду вам говорить, что нужно делать, а вам нужно внимательно меня слушать. Пара встает напротив друг друга. Изображать нужно без слов, молча, одними жестами:
Сначала дети встретились, обрадовались друг другу! (дети изображают). Потом они что-то не поделили и поссорились. Как это было, покажите? (дети изображают). Они обиделись и даже отвернулись друг от друга (дети показывают). Но разве друзья могут обижаться долго? Они повернулись друг к другу и помирились (дети изображают).
В. - Скажите, ребята, что вы чувствовали, когда поссорились? А когда помирились? (ответы детей). Давайте, передавая по кругу мяч, назовем правила друзей:
• Помогай друзьям;
• Делись с друзьями игрушками;
• Играйте и занимайтесь вместе;
• Останови друга, если он делает что – то плохое;
• Скажи другу, если он в чем – то не прав;
• Не ссорьтесь по пустякам;
• Не завидуй друзьям;
• Если поступил плохо, не бойся признаться в этом другу, извинись;
• Спокойно принимайте помощь и совет друга;
• Не радуйся, если друг проиграл;
• Не обижайся на друга, если он выиграл, а ты проиграл.
В. - Давайте беречь друг друга, не ссориться и понимать друг друга!Мы отправляемся дальше, и нам для следующего испытания нужно разделиться на пары. Закройте, пожалуйста, глазки и протяните мне ладошку. Я положила каждому из вас по картинке солнышко. Вам нужно объединиться в пары, отыскав солнышко такого же цвета, как у вас и пройти за столы, сесть парой (дети делятся на пары).
В. – Вам предстоит вместе составить рисунки с помощью этих фигурок. У каждого из вас своя половина фигурок, но, чтобы получился целый рисунок, вам, напоминаю, нужно его составить вместе.
Упражнение «Сделаем вместе»
В. –Молодцы. Я думаю, что вы запомнили главное правило: если вы умеете договариваться, прислушиваться друг к другу, то у вас все всегда получится.
Разминка.
В. – Двигаемся дальше. Перед нами быстрая река и переправиться на другой берег можно только на плоту. Давайте встанем на наш плот – он круглый и нам нужно встать в круг. Закройте глазки, давайте представим себе, что мы плывем на плоту, а вокруг птички летают, солнышко светит. Дует теплый ветер, плот качается на волнах и нам, чтобы не упасть, надо крепко держаться друг за друга. Но вот плот закачало так, что трудно удержаться на ногах! Мы можем упасть в воду! Давайте крепко обнимем, друг друга за плечи, широко расставим ноги, попробуем удержаться на плоту. Вот подул ветер, и наши ноги напряглись, наклоняемся вправо, потом влево. Ветер стихает, ноги расслабляются. Вот мы и переправились через реку.
В. - Почему нам удалось выстоять на плоту, даже когда его сильно раскачал на волнах ветер? (ответы детей)
В. - Молодцы ребята, у нас все получилось, вы и с этим заданием справились.
В. – Ребята, а можете ли вы определить внутреннее состояние человека по выражению его лица, то есть по его эмоции?
Предлагаю это проверить. Попрошу вас разделиться на группу мальчиков и группу девочек. Выберите одну карточку, карточки у нас с изображением эмоций. Не показывайте их друг другу. Задача каждой группы без слов изобразить то, что нарисовано на карточке так, чтобы остальные дети догадались. Не забывайте, что показывать эмоцию нужно всей группой и для того, чтобы эмоция была похожа, вам нужно вместе договориться, как вы ее будете показывать.
Дети изображают по очереди, остальные отгадывают эмоцию.
Упражнение «Отгадай эмоцию»
В. – В каких случаях человек испытывает такие эмоции?
В. -Вам понравилось играть в эту игру? Ребята, а что нам помогло так легко и быстро справиться с этим заданием? (мы вместе договаривались, как эту эмоцию можно показать).
В. - Какие же вы молодцы! И с этим заданием справились!
В. – И нам предстоит выполнить последнее и мне кажется самое сложное испытание. Так как вы в скором будущем станете школьниками, вы будете учиться писать, читать, хотя кто – то из вас уже знает буквы, может их зарисовать. Это задание называется «Строим буквы». Но строить буквы вам нужно не из кубиков, а с помощью собственных тел.
В. - Вам нужно разделиться на несколько групп. Я вам раздам карточки с изображением букв. И каждая группа «построит» из себя заданную букву, остальные отгадывают и находят на столе эту букву и на мольберт выставляют ее.
Упражнение «Строим буквы»
В. – Преодолев все испытания, мы с вами оказались в стране Понимания. Скажите, какие качества помогли нам добраться до этой страны? Умеем ли мы понимать друг друга?» (ответы детей)
В. – За ваши старания, желание помочь другу, понять друг друга жители страны Понимания – эмоции приготовили для вас сюрприз - они решили, что вы все достойны звания «Мастер общения», ведь именно это нам нужно было проверить в нашем путешествии в страну Понимания. И хочу всем вручить медали «Мастер общения».
В. - Оказывается, страна Понимания - вокруг нас. Нужно только быть внимательными друг к другу, помогать друг другу, и тогда не трудно будет понимать других людей. И тогда нам не будет грустно и одиноко, мир будет теплым и светлым.
В. – Мы вернулись, и предлагаю вам снова взять картинку с той эмоцией, которая вам сейчас нравится, возможно, картинка будет другой, не как в начале нашего путешествия.
В. – У кого изменилась картинка с эмоцией? Почему?
В. – Предлагаю всем пойти в группу и рассказать О. Ю., за что вы получили медаль «Мастер общения».