Елена Дудко
Игровой самомассаж для детей
Тема здоровья детей на современном этапе считается актуальной. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться и развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности. 50% здоровья целиком и полностью зависит от образа жизни, его правильном воспитании с детства, стремления беречь своё здоровье, активно заниматься оздоровительными видами деятельности.
Публикация «Игровой самомассаж для детей» размещена в разделах
В последние годы наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Это обусловлено многими факторами:
- ухудшение экологической обстановки,
- компьютерные игры, длительное пребывание перед телевизором, просмотр видеофильмов, постоянно звучащая музыка,
- социальная напряженность в обществе.
Возникла необходимость оздоровления детей, создание здоровье сберегающих технологий для решения задач улучшения здоровья детей.
Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.
Игровой самомассаж - нетрадиционный вид упражнений, помогающий естественно развиваться организму ребенка, является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Непременным условием является постоянное наблюдение за самочувствием и индивидуальной реакцией детей. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. При проведении массажа рекомендуется обучать детей не надавливать с силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении к центру.
Начиная со второй младшей группы, мы используем следующие виды массажа:
массаж стоп:
• ходьба по массажным коврикам, по камешкам, по ребристым дорожкам;
• самомассаж стоп (после сна в игровой форме «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках как на ладошках», «По дорожкам, по тропинкам», «Пуговки перебираем и стихи мы повторяем», «Собери камушки»);
• катание стопами различных предметов (гимнастическая палка, массажный мяч, орехи, специальные тренажеры, самодельные тренажеры).
Массаж рук и пальцев рук:
• самомассаж в игровой форме «Строим дом», «Прогулка», «Рукавицы», «Мышка»;
• многочисленные пальчиковые гимнастики;
• массаж рук и пальцев рук с помощью специальных тренажеров, с помощью одного и двух грецких орехов, суджоку шарики и др. ;
• ходьба по массажным коврикам и дорожкам (упор на руки).
При массаже пальцев рук следует использовать следующие приемы:
1) вытягивание каждого пальца и надавливание на него;
2) растирание пальцев одной руки пальцами другой, как бы надевая на каждый пальчик колечко.
Прямолинейное поглаживание тыльной и ладонной поверхностей кисти руки подушечками выпрямленных двух-пяти пальцев – это “лучи солнца”.
Солнышко лучами
Гладит нас, ласкает.
Солнце, как и мама,
Лишь одно бывает.
Круговое поглаживание ладони подушечками двух или трех пальцев.
Сорока, сорока,
Где была? Далеко.
Дрова рубила,
Печку топила,
Воду носила,
Кашку варила,
Деток кормила.
Граблеобразное круговое растирание ладони одной руки подушечками пальцев противоположной руки (пальцы слегка расставлены в стороны, как лапки у паука).
Диво дивное – паук,
Восемь ног и восемь рук.
Если надо наутек,
Выручают восемь ног.
Сеть плести за кругом круг
Выручают восемь рук.
Круговое разминание ладони подушечкой большого пальца противоположной руки.
Толстушка-ползушка,
Дом-завитушка,
Ползи по дорожке,
Ползи но ладошке,
Ползи, не спеши.
Рога покажи.
Массаж спины:
• игровой взаимомассаж «Дождь», «Поезд», «Барабан»;
• массаж специальными и самодельными массажёрами;
• массаж гимнастическими палками;
• массаж при выполнении перекатов на спине «Качалочка» вперед – назад, в стороны;
• упражнения на мяче (большом)
«Дождик»
Массаж спины под песню Е. Поплянской
Дождик бегает по крыше- Встать друг за другом «паровозиком»
Бом! Бом! Бом! и похлопывать друг друга по спине.
По веселой звонкой крыше-
Бом! Бом! Бом!
Дома, дома посидите- Постукивание пальчиками.
Бом! Бом! Бом!
Никуда не выходите-
Бом! Бом! Бом!
Почитайте, поиграйте- Поколачивание кулачками.
Бом! Бом! Бом!
А уйду-тогда гуляйте-
Бом! Бом! Бом!
Дождик бегает по крыше- Поглаживание ладошками.
Бом! Бом! Бом!
По веселой звонкой крыше-
Бом! Бом! Бом!
Массаж лица и биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний:
• игровой самомассаж «Бурундук», «Наступили холода», «Пчела», «Нарисуем лицо», «Снеговик» и др. ;
«Утка и кот»
А уточки, а уточки
Все топают по улочке.
Идут себе вразвалочку
И крякают считалочку.
Утка крякает, зовет (Поглаживать шею ладонями сверху вниз)
Всех утят с собою,
А за ними кот идет, (Указательными пальцами растирать крылья носа)
Словно к водопою.
У кота хитрющий вид, (Пальцами поглаживать лоб от середины к вискам)
Их поймать мечтает!
Не смотри ты на утят-
Не умеешь плавать! (Раздвинуть указательный и средний пальцы, сделать «вилочку» и массировать точки около уха.
Массаж тела и ног:
• игровой самомассаж «Лисонька», «Лягушата», «Мочалочка»;
• массаж специальными и самодельными массажерами;
• растирание массажными рукавичками;
• выполнение упражнений «Бревнышко», «Змея».
«Чтобы не зевать от скуки» (быстрые, частые хлопки на соответствующие слова)
Чтобы не зевать от скуки, Постучим и тут, и там,
Встали и потерли руки, И немного по бокам.
А потом ладошкой в лоб Не скучать и не лениться!
Хлоп-хлоп-хлоп. Перешли на поясницу.
Щеки заскучали тоже? Чуть нагнулись, ровно дышим,
Мы и их похлопать можем. Хлопаем как можно выше.
Ну-ка дружно, не зевать:
Раз-два-три-четыре-пять.
Вот и шея. Ну-ка, живо
Переходим на загривок. По сухой лесной дорожке-
Топ-топ-топ-топочут ножки.
А теперь уже, гляди, Ходит-бродит вдоль дорожек
Добрались и до груди. Весь в иголках серый ежик.
Постучим по ней на славу:
Сверху, снизу, слева, справа.
При массаже различных частей тела используем приемы:
• поглаживание,
• растирание,
• разминание,
• поколачивание.
Перед проведением занятия педагогу следует попробовать выполнить все упражнения самому. В этом случае на занятии дети легко их исполнят по показу. Очень большое значение для сохранения внимания и интереса детей имеет подбор музыкального сопровождения, а также интонационное разнообразие речи педагога. Нужно суметь и музыкой, и речью, и мимикой создать сказочную, волшебную атмосферу. И вы сами убедитесь, каким восторгом загорятся глаза ваших воспитанников.