Анастасия Дегдиева
Игровой проект для детей 2–3 лет «Мои любимые игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
ИГРОВОЙ ПРОЕКТ
«Мои любимые игрушки»
группа раннего возраста
(2–3 года)
Автор-составитель:
Дегдиева Анастасия Викторовна
воспитатель МБДОУ ЦРР-ДС №17
Анжеро-Судженск, 2020
Направление проекта : физическое развитие, социальное развитие, развитие речи.
Участники проекта : воспитанники группы раннего возраста (2-3 года, воспитатели, родители (законные предствители) несовершеннолетних воспитанников.
Тип проекта : краткосрочный (3 недели)
Актуальность проекта
Публикация «Игровой проект для детей 2–3 лет „Мои любимые игрушки“» размещена в разделах
Главная задача взрослых состоит в том, чтобы
научить ребенка действовать с игрушками.
Урунтаева Г. А.
Метод проектов нашел широкое применение в педагогической теории и практики. В педагогической литературе он представлен как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная деятельность по достижению поставленной цели.
Именно проектная деятельность играет огромную роль в развитии партнерских отношений, овладение коллективной деятельностью, объединить детей, направлена на социально-коммуникативное, познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие воспитанников, родителей (законных предствителей) и педагогов с целью реализации проекта.
Ранний возраст-чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается-развивается речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности-познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое. Причём все эти способности не возникают сами по себе, а требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.
С первых дней жизни ребёнка игрушка является неизменным его спутником, подготавливает к вхождению в общественные отношения. Хорошая игрушка побуждает ребенка к размышлениям, ставит перед ним различные игровые задачи. А это и способствует развитию познавательных процессов, памяти, воображения, мышления, речи ребенка.
Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых.
Одна из проблем детства, в данный период, состоит в том, что у детей мало опыта игры с игрушками, обилие игрушек в торговых сетях и неразборчивость их выбора взрослых-родителей.
Большую роль игрушки в жизни маленьких детей подчеркивала Н. К. Крупская. В статье «Об игрушках для дошколят» она писала: «Мы не можем подходить к вопросу о детской игрушке с точки зрения того, какая игрушка нравится взрослому человеку. Мы должны подойти к вопросу об игрушке с точки зрения того, что нравится ребенку и что ему нужно». А. М. Горький, говоря о необходимости дать детям знания о мире, своей стране, писал: «Это вполне достижимо при наличии забавной, умно и просто написанной книжки и это еще легче может быть достигнуто интересной игрушкой».
По образному выражению А. С. Макаренко, игрушка-это «материальная основа игры, она крайне необходима для развертывания игровой деятельности». Е. А. Флерина справедливо отмечала, что игрушка «учит ребенка жить и действовать». К. Д. Ушинский одним из первых обратил внимание на то, что игрушка-это своеобразная школа воспитания чувств ребенка: «Дитя искренне привязывается к своим игрушкам, любит их горячо и нежно».
Таким образом, игрушка-первое произведение искусства, которое входит в жизнь малыша; будучи частью общечеловеческой культуры, игрушка имеет большую педагогическую ценность, т. к. содействует всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребенка-дошкольника.
С этой целью был разработан и реализован проект «Мои любимые игрушки».
Цели проекта :
• Формирование у воспитанников: социально-нравственных качеств через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной; бережного отношения к игрушкам, умения взаимодействовать с ними.
• Овладение воспитанниками игровыми действиями, отражающими известные им жизненные ситуации.
• Накопление опыта доброжелательных отношение детей и взрослых (педагогов, родителей (законных представителей, умение играть сообща.
Задачи проекта :
• Способствовать развитию игровых, познавательных, сенсорных, речевых способностей посредством реализации индивидуально-дифференцированного подхода к воспитанникам.
• Совершенствовать навыки и умения в игровой деятельности детей раннего возраста.
• Побуждать детей знать и называть окружающие предметы и игрушки; обращаться с вопросами и просьбами к окружающим его взрослых.
• Развивать активную речь детей, включать его в общение со сверстниками и взрослым.
• Формировать у детей эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам.
Планируемые результаты проекта :
• пополнить представление воспитанников об игрушках;
• проявлять интерес и желание играть с игрушками;
• развивать речевую активность детей;
• научить включать в сюжет игры различные игрушки и пытаться осуществить ролевой диалог;
• научить детей бережнее относиться к игрушкам;
• развить общение и взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослым;
• провести конкурс и оформить выставку совместно с родителями (законными представителями) «Мои любимые игрушки».
Предполагаемые итоги проведения проекта :
• развитые, соответсвенно возрасту воспитанников, игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности; навыки и умения игровой деятельности (играть дружно, не ссориться);
• знание детьми окружающих предметов и игрушек;
• развитая активная речь воспитанников, включенность его в общение со сверстниками и взрослым; умение обращаться с вопросами и просьбами к окружающим его взрослых;
• сформированное эмоционально-эстетическое и бережное отношение к игрушкам;
• ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
• эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
• пополняет и расширяет пассивный и словарный запас: игрушки, мягкие, деревянные, убираю, готовлю, укладываю и т. д. ;
• умеет рассматривать картинку, узнавать в изображенном знакомые игрушки;
• умеет понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления;
• стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
• эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
Итоговый продукт проекта : развлечение «Наши верные друзья игрушки»; выставка, конкурс педагогов группы, детей и родителей (законных представителей) «Мои любимые игрушки». (Приложение 1).
Этапы работы над проектом
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
Деятельность педагога:
• Изучить методическую литературу по теме проекта.
• Определить цели и задачи проекта.
• Наблюдение за игровой деятельностью воспитанниковв группе.
• Подобрать игры, детскую художественную литературу, иллюстрации, игрушки.
• Пополнить игровые уголки атрибутами.
• Организовывать разные виды игр для воспитанников.
• Анкетирование родителей: «Игрушки».
Деятельность воспитанников:
• Самостоятельная деятельность детей с разнообразными игрушками.
• Рассматривают иллюстрации, рассматривание картины «Дети играют».
• Рассматривают игрушки.
Деятельность родителей (законных представителей) :
• Наблюдение за детьми в игровой деятельности.
• Участие в организации и проведении выставки и конкурса «Мои любимые игрушки».
2 ЭТАП – ФОРМИРУЮЩИЙ
Деятельность воспитателя:
• Организует беседы, развивающие игры, наблюдения.
• Чтение художественной литературы (стихов, потешек, песенок).
• Оказывает помощь при реализации деятельности.
• Пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы игровым оборудованием.
• Подбор игрушек для игры «Вот какие игрушки».
• Привлекает родителей (законных представителей) к осуществлению проекта.
• Подготовка памятки: «Виды детских игрушек и требования к ним»
• Подготовка консультаций: «Развиваем ребёнка через игру», «Игрушки-и их значение для детей».
• Оформление уголка для родителей «Маленькие художники».
Деятельность воспитанников:
• Пытаются найти способы решения во время игровой деятельности.
• Самостоятельные и индивидуальные игры с игрушками.
• С помощью воспитателя выбирают игрушки для игры.
• Рассматривают иллюстрации, книги, игрушки.
• Повторяют за воспитателем действия, слова и фразы стихотворений.
Деятельность родителей (законных представителей) :
• Активное участие в этапах реализации проекта.
• Изучение памяток подготовленных педагогами группы.
• Анализ содержания консультаций.
• Продуктивный подход к игрушкам и игровому оборудованию детей дома.
3 ЭТАП – ИТОГОВЫЙ
Деятельность воспитателя:
• Проведение анализа, мониторинга и подведение итогов реализации проекта.
• Систематизация конспектов по реализации проекта.
• Пополняет развивающую среду группы.
• Пополнение методической литературы.
• Оформляет выставки детских работ.
Деятельность воспитанников:
• Активная игровая деятельность с игрушками.
• Повторяют слова стихотворений об игрушках.
• С интересом наблюдают за играми с игрушками других детей, с родителями (законными представителями) по изготовлению игрушки своими руками.
Деятельность родителей (законных представителей) :
• Повышение активности родителей в жизни группы.
• Конкурс для родителей «Мои любимые игрушки» (изготовление игрушки своими руками вместе с детьми). (Приложение1)
Вывод по окончанию проекта :
В ходе работы и реализации проекта «Мои любимые игрушуи», после проведения «Диагностики развития игровых умений детей у детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года, автор Т. Н. Доронова (Приложение 2) воспитанники показали достаточно высокий уровень развития игровых, познавательных, сенсорных, речевых способностей соответственно своему возрасту. Усовершенствовали навыки и умения в игровой деятельности детей раннего возраста. Пополнили знания и научились называть окружающие предметы и игрушки; обращаться с вопросами и просьбами к окружающим его взрослых, тем самым произошло развитие активной речи детей, включение их в общение со сверстниками и взрослым. Во время самостоятельных игр в игровых уголках и в совместных играх с педагогом, дети стали более внимательными и бережливыми по отношению к игрушкам, с удовольствием играют друг с другом.
Вместе с родителями (законными представителями) воспитанники приняли участие в совместной выставке и конкурсе «Мои любимые игрушки», которая была проведена в группе раннего возраста.
Реализация проекта :
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Дидактические игры: «Найди пару», «Что, где растет», «Веселые матрешки», «Разноцветные мячи», «Светофор», «Лишний предмет», «Где наши ручки?», Построим кукле дом «Путешествие в мир игрушек», «К нам пришли гости»
«Узнай на ощупь», «Угадай, что звучит?», «Угадай игрушку по описанию», «Солнечный зайчик», «Чудесный мешочек»
Игры с водой: «Пускаем бумажные кораблики».
Сюжетно-ролевые игры: «Купание кукол», «Уложим куклу спать», «Магазин игрушек», «Семья».
Настольные игры: «Лото», «Мозайка»
Рассматривание картины «Дети играют»
Игровые ситуации «Из чего сделаны наши игрушки», «Какие бывают игрушки»
Игровое упражнение «Большие и маленькие»
Ситуативный разговор об игрушках : кукла, мишка, заяц, машинка и т. д.
Чтение стихотворений А. Барто из серии «Игрушки»
Беседы на темы «Зачем нужны игрушки?», «Моя любимая игрушка», «Такие разные игрушки», «Магазин игрушек»
Образовательная область: «Речевое развитие»
Дидактические игры: «Половинки», «Теремок» «Кого не стало», «Чей голос?», «Определи на ощупь»
Слушание: стихотворения А. Бродского «Солнечный зайчик», Островского Ю. «Догони зайчика»
Чтение: «Теремок» «Заюшкина избушка», «Репка»В. Сутеев «Кораблик», Г. Цыферов «Пароходик», сказок «Курочка Ряба», «Колобок», А. Толстой «Был у Пети и Миши конь»
Разучивание стихотворений из книги А. Барто «Игрушки»
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие»
Игровые ситуации : «Вот какие игрушки», «Что изменилось?», «Давайте познакомимся» «Волшебные прищепки» «У птички болит крылышко»
Дидактические игры: «Поможем кукле Кате», «Оденем (разденем) кукол
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»
Дидактические игры: «Бусы для куклы», «У кого каким цветом», «Воздушные шарики», «Назови правильно цвет»
Лепка: «Подарок для любимой игрушки», «Яблочко для любимой игрушки», «Мяч»
Рисование: «Платье для матрешки», «Пирожки для Маши», «Конфетки для зайчат», «Помоги зайке» и др.
Разучивание песен: «Зайки», чтение стихотворения «Мои игрушки» З. Петрова Е. Тиличеевой «Догони зайчика»
Игровое музыкальное занятие : «Звучащая игрушка»
Образовательная область: «Физическое развитие»
Физминутки: «Мишка косолапый», «Едет весело машина», «А сейчас мы с вами дети», «Зайка», «Буратино», «Самолет», «Божья коровка», «Мы любимые игрушки»
Подвижные игры: Солнечные зайчики, Зайка серый, Бусинки, Передай мяч. «Перебрось игрушки», «Каждому игрушку», «Поезд», «Автомобиль»
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Аркин Е. А. Из истории игрушки // Дошкольное воспитание. - 2005, № 3. - с 8-15.
2. Диагностика игровых умений дошкольника : учебно-методическое пособие/ Сост. Т. А. Криволесова - Николаевск-на-Амуре: Изд-во НнАПК КМНС филиала КГБОУ СПО ХПК, 2013.
3. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. М. : Мозаика – Синтез, 2012.-128с.
4. Игрушка в жизни ребенка / под ред. Коссаковской Е. А. М. : Просвещение, 2000. - 464 с.
5. Колдина Д. Н. Лепка и рисование с детьми 2-3 лет. Конспекты занятий. - М. : Мозаика – Синтез, 2008.-58с.
6. Михайленко Н., Короткова Н. Взаимодействие взрослого с детьми в игре//Дошкольное воспитание. - 2003. - №3. - С. 15-18.
7. Мухина В. С. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. - 2007 - №5. - С. 28-33.
8. Познание предметного мира: комплексные занятия. Первая младшая группа/автор – сост. Ефанова З. А. - Волгоград: Учитель, 2013.- 87с.
9. Тимофеичева И. В., Оськина О. Е. - Ладушки. Развивающие игры-занятия для детей раннего возраста. Конспекты занятий / Под ред. ВоровщиковаС. Г. ,-М. :УЦ «Перспектива», 2013.-96с.
Приложение 1
Итоговый продукт проекта :
Конкурс «Мои любимые игрушки»
Приложение 2
Диагностики развития игровых умений детей у детей младшего дошкольного возраста (1,5-3 года)
(Т. Н. Доронова)
Показатели уровня развития игровых умений у детей младшего дошкольного возраста (1,5 – 3 года)
Низкий Средний Высокий
Игры однообразны и примитивны по содержанию. Ребёнок воспроизводит одни и те же игровые действия, не пытается их обогатить. Использование предметов – заместителей вызывает затруднение. В совместной игре с воспитателем не инициативен. Затрудняется обозначить свою игровую роль. Участвует в общих играх, организуемых воспитателем, но проявляет неустойчивость в игровом общении : дружеское взаимоотношение сменяется конфликтами, попытками завладеть игрушками других детей. Игровое сосредоточение недостаточно: начинает игровые действия и быстро прекращает их, не развив сюжет. Игровые действия разнообразны. Ребёнок отражает сюжет из нескольких связанных по смыслу действий. Охотно играет с воспитателем, воспроизводит в самостоятельной игре игровые действия и речь воспитателя. Принимает предложения к использованию в игре предметов – заместителей, пользуется ими в игре. В играх – имитациях выразительно передаёт игровой образ. С интересом наблюдает за игровыми действиями других детей, включается в игру со сверстником, но испытывает трудности в согласовании игровых действий. Ребёнок отражает в играх разные сюжеты. Самостоятельно пользуется предметами – заместителями. Называет свою игровую роль и игровые действия. В игре с воспитателем входит в игровую ситуацию, проявляет игровую инициативу, с интересом включается в игровой диалог. В индивидуальной игре много говорит вслух, меняет интонацию голоса. Охотно общается с детьми и выступает с предложениями по поводу игр. Называет любимые игры. Хорошо ориентируется в правилах знакомых игр.