Лучший педагог года

Игровой практикум для педагогов «Подборка интеллектуальных игр»

Рузанна Аванесян
Игровой практикум для педагогов «Подборка интеллектуальных игр»
▼ Скачать + Заказать документы

Игровой практикум для педагогов

на тему «Подборка интеллектуальных игр»

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются к новой обстановке.

Публикация «Игровой практикум для педагогов „Подборка интеллектуальных игр“» размещена в разделах

Дошкольное детство - благоприятное время для развития мышления, как способности к совершению различных мыслительных операций. В это время решаются задачи подготовки детей к школьному обучению, в ходе которого ребенок усваивает логические понятия и конструкции, учится получать обоснованные выводы из имеющихся предпосылок и следовать правилам рассуждения.

Обучение и развитие ребенка должны быть непринужденными, осуществляться через свойственную этому возрасту виду деятельности - игру. Знания, данные в занимательной форме, в форме игры, усваиваются детьми быстрее, прочнее, легче.

Среди всего многообразия дидактических игр, которые позволяют раскрыть умственные способности детей можно выделить интеллектуально-развивающие игры. Основное назначение этих игр заключается в развитии операционной стороны интеллекта : психических функций, приемов и операций умственной деятельности. Характерной чертой данных игр является наличие в них ни какого-то познавательного содержания, а поиск скрытых путей решения игровой задачи, нахождение которых требует смекалки, сообразительности, нестандартного творческого мышления, планирование своих умственных операций.

На современном этапе воспитания и обучения широко используются логико-математические игры - это игры, в которых смоделированы математические отношения, закономерности, предполагающие выполнение логических операций и действий. В процессе игр дети овладевают мыслительными операциями: анализ, синтез, абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

ПРАВИЛА: «КАК ИГРАТЬ С ДЕТЬМИ»

1) Радоваться успехам, но не захваливать

Итак, первое условие успеха – улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших в прогрессе малыша, в росте его сил. При этом, конечно, нельзя забывать, что перехваливание – похвала не по заслугам – может и навредить, особенно в более старшем возрасте. Всегда нужно уметь показывать ребенку как бы резерв его возможностей, что можно делать еще лучше.

2) ни пресыщения, ни принуждения

!Поэтому, как бы ни хотелось вам, чтобы малыш занимался игрой, ни в коем случае не оказывайте на него нажима. Отступитесь, отложите на день, на два, на неделю, но выждите момент, когда игра будет желанной. Творчество развивается и творческие силы крепнут, но это вовсе не означает, что надо просто ждать, когда у ребенка возникнет желание играть. Надо организовать это желание, пробудить его, создать условия для его возникновения.

3) Самостоятельно – без подсказки! А как быть с ошибками?

Основное правило творческих игр: взрослый не должен выполнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом.

4) Насильно мил не будешь, а запретный плод сладок

Запрет, недоступность всегда вызывают интерес и желание узнать, что это такое. Эту закономерность обязательно надо использовать в общении с ребятами. И в играх тоже. И для поддержания такого интереса в дальнейшем нельзя развивающие игры превращать в обычные, всегда доступные игрушки.

5) По воле “волн”. Когда игры себя исчерпают?

Интерес к развивающим играм тоже подчинен закону “волны, ”малыши вспоминают сначала каждый день, а потом все реже и реже, пока наконец совсем не оставят, натолкнувшись на непреодолимые пока узоры. Такое периодическое “остывание” детей к своему увлечению – явление естественное, с ним надо считаться и использовать для введения одной из следующих игр.

6) Метод “ледокола” или шаг назад – два шага вперед

Начинать игру лучше всего с заданий, достаточно легких для ребенка, чтобы он чувствовал удовлетворение от успешной работы. Но вот он добрался до трудного задания и, несмотря на все усилия, сегодня его не одолел. Как же быть завтра? Начинать с этого трудного? Нет, лучше попробовать взять препятствие “с разгона”, т. е. начать игру с более легких или с уже преодоленных заданий и только в конце подойти к трудному, пока неодолимому. Так ледокол пробивает себе дорогу во льдах, если лед очень толстый и крепкий: отойдет немного назад, а потом снова вперед и набирает скорость по уже пробитой дороге, пока на полном ходу не врежется в целый лед. И крошит его, пока не потеряет инерцию и не остановится. Тогда снова отходит немного назад, и опять все сначала.

7) С помощью сказки и без нее

Большинство развивающих игр по своему содержанию абстрактны, не несут образной и сюжетной нагрузки. А для детей, особенно самых маленьких, характерно именно образное мышление. Малышам нравится находить сходство между игрушками и реальными вещами. Причем детали этого сходства они, как правило, легко дорисовывают в своем воображении: этим маленьким фантазерам достаточно, например, поставить три стула подряд – получится “автобус” или “самолет” и т. п. Эту особенность детского мышления и нужно использовать, чтобы привлечь внимание ребенка к развивающим играм, возбудить интерес к ним.

Теперь предлагаю перейти непосредственно к знакомству с играми, способствующими интеллектуальному развитию детей.

С некоторыми из них мы с вами уже хорошо знакомы и частенько используем их и на занятии, и в качестве дидактических развивающих игр в утренние и вечерние часы (фронтально и индивидуально, у многих они находятся в уголках для свободного пользования детьми. Это известные нам «Палочки Кюизенера», «Блоки Дьенеша», «Кубики Никитина».

Остановимся на кубиках «Никитина»и вспомним что же это за пособие. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе. Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома.

Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб».

Суть игр заключается в том, чтобы складывать картинки из кубиков в узор или фигуру. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности. Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки. Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой.

(Практическая часть) Педагоги выкладывают из кубиков любой понравившийся узор.

Далее мне хотелось бы подробнее остановиться на головоломках.

Головоломками называют любые задания, которые требуют проявить смекалку и сообразительность. Для таких игр специальных научных знаний не требуется. На первое место здесь выступают логическое мышление и творческая фантазия.

Обычно головоломки делят на следующие группы:

Словесные (загадки, шарады). Они не требуют привлечения посторонних предметов. Основу игры составляет устная или письменная речь.

Предметные. Это задания с привлечением предметов (спичек, пуговиц, зубочисток и других). Головоломки с изображением на бумаге (ребусы, кроссворды). Предметные игры-конструкторы (кубик Рубика, змейка, пазлы, танграм, "Вьетнамская игра", «Колумбово яйцо» и другие). Все игры направлены на развитие логического мышления и активизацию мыслительного процесса ребёнка.

Предлагаю вам поиграть в одну из таких игр, наиболее известную и распространенную : иг ру «Танграмм».

Игра «ТАНГРАМ» Игра Танграм - игра головоломка для детей, которая состоит в решение различных задач с магическим квадратом. “Танграм” часто называют “головоломкой из картона” или “геометрическим конструктором”. Это одна из несложных головоломок, которая под силу ребенку дошкольного возраста.

Игра очень проста в изготовлении. Квадрат 8х8 см из картона, пластика, одинаково раскрашенный с двух сторон разрезают на 7 частей. В результате получается 2 больших, 1 средний и 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм. Используя все 7 частей, плотно присоединяя их друг к другу, можно составить очень много различных изображений по образцам и по собственному замыслу.

Для того, чтобы заинтересовать детей прекрасно подойдет вот такая легенда

Как три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю».

Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей.

А сейчас предлагаем вам поиграть с Танграмом. (практическая часть)

Педагоги из деталей игры «Танграмм» выкладывают любую понравившуюся фигуру.

Ну, а теперь я предлагаю познакомиться с новой, я думаю, для всех технологией Игры Анатолия Залмановича Зака.

Технология бала разработана А. З. Заком (профессор, доктор психологических наук) по результатам поведённых исследований, которые показали, что регулярное решение детьми поисковых задач обеспечивает им более высокий, чем обычно, уровень развития мышления. Цель технологии: развитие мышления (всех его операций, подготовка ребёнка к школе и к среднему её звену. Технология включает в себя проведение игр, мероприятий, уроков под руководством педагога или родителей. Принципами технологии являются: систематичность; принцип поэтапности заданий (от простого - к сложному); учёт ведущей деятельности детей данного возраста; обязательное включение и участие взрослого. Предлагаемая вниманию технология или как называет её автор «развивающая игра», предназначена для использования в дошкольном и младшем школьном возрасте. Она состоит из двух частей. Первая часть – «КАК ГУСЕНИЦА И МУРАВЕЙ В ГОСТИ ХОДИЛИ» - предназначена для дошкольников. Вторая часть – «ИНТЕЛЛЕКТИКА»- (пособие из 4-х курсов) предназначена для детей дошкольного возраста.

Хотелось бы познакомить вас со способами передвижений персонажей по клеточному полю, группами заданий в соответствии с возрастом детей:

Имитация игры

Хотелось бы познакомить вас со способами передвижений персонажей по клеточному полю, группами заданий в соответствии с возрастом детей:

Задания дифференцируются в зависимости от возможностей ребенка. Начинаются с базовых, несложных игр. По мере усвоения принципа передвижений персонажей вводятся усложнения, они заключаются в том, что вводятся двухходовые ситуации. Дошкольники самостоятельно придумывают два хода гусеницы и муравья, отмечают верные и неверные двойные ходы и их сочетания. Задания выполняются в два хода из разных известных точек: начальной, промежуточной и конечной. Используется как 12-, так и 16-клеточное поле.

Для создания интереса вводится игровая ситуация «настоящие друзья» : однажды поползла гусеница в лес за хворостом. А навстречу ей муравей. Поздоровался муравей и предложил помочь. Гусеница сказала, что ей не тяжело, и она сможет справиться сама. Муравей пригласил гусеницу в гости. Гусеница согласилась и пошла прямо по дорожке. А муравей наискосок пошёл - так быстрее. Он уже пришел домой, чай поставил, пирогов испёк, а гусеницы все нет. Вышел он из дома и стал поджидать свою подругу. А вот и она. - Где ты так долго ползала? Наверно по пути кого-то встретила?

- Нет, муравей нигде я не была.

- Надо ходить короткой дорогой, как я.

- Не учи, я не могу ходить наискосок, а только прямо!

Муравей не обиделся, а пригласил гусеницу пить чай. Друзьями они стали с тех пор, хоть и ходят разными путями.

Предложенная игра предназначена для работы с детьми дошкольного возраста. В индивидуальных формах занятий можно вовлечь 4- или 4, 5-летних ребят, используя групповую форму игры – 5-летних и старше.

Задачи предложенной игры создают условия для активизации умственной деятельности ребенка. Для этого предусмотрен ряд условий.

Во-первых, успешное выполнение задачи требует от ребенка изменения не реальной, а вымышленной ситуация, поскольку в игре реально ничего не надо перемещать, а только представить возможности перемещений персонажей игры.

Во-вторых, содержание занятий составлено так, чтобы ребенок на одном занятии был в роли отгадчика, на втором – в роли проверяющего отгадку, на третьем – в роли загадчика.

В-третьих, игра построена так, что степень сложности следующих занятий по отношению к предыдущим постоянно возрастает (например, за счет увеличения количества клеток на игровом поле, но это увеличение реализуется весьма постепенно.

В-четвертых, при составлении задач игры специально было учтено то, что следующее занятие не должно повторять предыдущее; это должно повышать интерес ребенка к занятиям.

В-пятых, задачи игры составлены с таким расчетом, чтобы была возможность использовать разные пути их успешного выполнения; это дает возможность ребенку проявить инициативу при поисках путей достижения целей, способствует развитию интеллектуальной гибкости ребенка, возможность одну и ту же ситуацию рассмотреть с разных точек.

Полноценное включение ребенка в игру предусматривает регулярное проведение занятий, каждое из которых предусматривает выполнение 8 - 10 заданий, расположенных на отдельном листе. Порядковый номер листа совпадает с номером занятия. Первые два - три задания дети выполняют, советуясь с воспитателем, а остальные задания - самостоятельно. Потом воспитатель проверяет результаты. Игра предусматривает 50 занятий по 20 - 30 минут каждое в зависимости от возраста ребенка. Лучше всего проводить занятия каждый день.

При проведении любого занятия нужно ориентироваться на предлагаемые рекомендации. Но в зависимости от возраста и подготовленности детей в соответствии с содержанием занятия можно ввести различные дополнения, например, увеличить или уменьшить количество задач. Вообще надо сказать, что в случае, если ребенку трудно выполнить те или иные задачи, то целесообразно их выполнение упростить так, чтобы ребенку была дана возможность выполнить мысленные действия, т. е. обозначить персонаж игры движением пальца или провести линии карандашом.

В том случае, если ребенок легко справляется с выполнением предложенных задач, целесообразно ему предложить составить аналогичные задачи для того, чтобы взрослый, включившись в игру, выполнял бы эти задачи – иногда удачно, иногда сознательно неудачно – в этом случае ребенок должен будет проявлять дополнительную активность, исправляя взрослого.

Организуя игру, надо запомнить, что нужно поддерживать и соглашаться с правильными попытками ребенка и никогда нельзя осуждать его за ошибки и непонимание. Главное, чтобы ребенок относился к игре как к последовательности интересных загадок, которые приятно разгадать.

У А. Зака развивающие игры разнообразны: игра «Почтальон – читатель», «Разное – одинаковое», «Поиск девятого», «Познавать, играя».

Вторая часть – «ИНТЕЛЛЕКТИКА»- (пособие из 4-х курсов) предназначена для детей дошкольного возраста.

Предлагаю поиграть:

1 группа заданий – перемещение в один ход – персонаж – «гусеница» - (4-5лет) Игра «Куда может пойти гусеница?»

Цель: найти одиночный ход гусеницы на четырех клеточном поле, если известна начальная точка

Игра «Откуда пришла гусеница?»

Цель: найти одиночный ход гусеницы на шести клеточном поле, если известна конечная точка

Игра «Придумай ход гусеницы»

Цель: Придумать верные ходы гусеницы. Дети сами заполняют клетки игрового пол

2 группа заданий – перемещение в один ход – персонаж – «муравей» - (4-5лет) Принцип игр тот же, что и с гусеницей, но изменяется правило: муравей ходит наискосок, ходы муравья обозначаются двойной чертой.

3- 4 группа заданий – перемещение в два хода – персонаж – «гусеница» и «муравей»- (5-6 лет)

Игра «Куда может пойти муравей»

Цель: найти двойной ход муравья, если известна начальная точка

Аналогично детям предлагаются игры «Откуда может пойти муравей», если известна только промежуточная, или только конечная клетка. В игре «Придумай ходы муравья» ребенок самостоятельно заполняет клетки двухходовых заданий, или проверяет решение 5 группа заданий - перемещение в два хода – «гусеница + муравей» (сочетание ходов) - (5-6 лет)

Игры проводятся по тому же принципу, когда известна начальная, промежуточная или конечная точки. Так же предусмотрены игры на составление загадок детьми самостоятельно и проверка верных и неверных двухходовых ходов.

Введение в образовательный процесс поисковых интеллектуально - развивающих игр в детском саду, использование их дома будет способствовать развитию наглядно – действенного, наглядно-образного мышления, усвоению логико-математических отношений, разовьет поисковую активность и сообразительность, будет стимулировать творческие проявления дошкольников, сформирует стремление к размышлению и поиску, вызовет у детей чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта.

Уважаемые педагоги, надеюсь предложенная вам сегодня информация была полезна и в дальнейшем найдет свое применение. Желаю вам творческих успехов в работе!

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013года № 1155

2. Зак А. З. Учимся мыслить, стараясь рассуждать. М. : Фолиум, 2001

3. Зак, А. З. Как развивать авторское мышление у детей 5-6 лет. М. : Фолиум, 2000

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Практикум для педагогов «Общаться позитивно — что это значит» Цель: Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями, детьми и коллегами. Задачи: - Осознание педагогами собственных.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Мастерство педагогического общения» Здравствуйте,Уважаемые друзья и гости моей странички! Представляю Вашему вниманию семинар-практикум для молодых педагогов! "Мастерство.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников». Часть 2 Цель: Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. Психологическое сопровождение молодого специалиста.

Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I)Семинар-практикум для молодых педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» (часть I) Семинар-практикум для молодых педагогов "Общение воспитателя с родителями воспитанников"(часть I). Подготовила и провела педагог-психолог.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя»Семинар-практикум для педагогов «Профессиональная компетентность воспитателя» 1 слайд Психолог: Добрый день! Сегодняшняя наша встреча посвящена «Профессиональной компетентности воспитателя». 1. Игра «Качества" Назвать.

Семинар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». ФотоотчетСеминар-практикум для педагогов «Путешествие в экологию». Фотоотчет В соответствии с годовым планом, 22 марта в нашем детском саду №1 "Колокольчик", я провела семинар-практикум для педагогов "Путешествие.

Семинар-практикум для педагогов «Стресс и как с ним бороться» Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах борьбы со стрессовыми состояниями. Задачи: 1. Формирование представлений о стрессе.

Семинар-практикум для педагогов «Занятие в детском саду: формы и организация» «Занятие в детском саду: формы и организация» Есть такая профессия - воспитывать и учить детей. Тот, кто выбрал её, осознанно вступил на.

Семинар-практикум в нетрадиционной игровой форме для родителей «Если мы читаем, то много знаем!» Ответственность за результат коррекционной работы лежит на специалистах и родителях. Новые формы работы способствуют выстраиванию взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровой практикум для педагогов «Подборка интеллектуальных игр»
Опубликовано: 9 июня 2022 в 00:51
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровой практикум для педагогов «Подборка интеллектуальных игр»» (включая файлы) размещена пользователем Рузанна Аванесян в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД