ОЛЬГА ГАВРИЛЬЧЕНКО
Игровой комплект «Морское путешествие двух маленьких пиратов»
▼ Скачать + Заказать документы
(в двух вариантах — текстильном и печатном)
Гаврильченко Ольга Сергеевна, педагог изобразительной деятельности
Специального детского сада № 1 для детей с нарушениями зрения,
г. Актау, Мангистауской области, Республики Казахстан
Игровое поле с морской тематикой размером 140 см х 140 см предусмотрено для напольной игры с кубиком и фишками с детьми старшего дошкольного возраста и учениками начальных классов.
Темочки:
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Пираты и сокровища
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2019
Сами по себе такие игры не просто развлечения, и тем более не шалости, это – приключения, подстерегающие ребят на каждом кружочке игрового поля! Это настоящий здоровый азарт, когда ребёнок, с замиранием сердца бросая кубик, мысленно ждёт, что тот выбросит нужное (большее) число, и с нетерпением продвигает свою фишку от старта к финишу.
Игра поможет решить ряд важных задач в обучении и развитии дошкольников:
* изучить звуки и буквы, их обозначающие;
* понять, что звуки могут быть: согласными – твёрдыми и мягкими; гласными, двойными – «е», «ё», «ю», «я»;
*научить подбирать слова на заданный звук, определять место звука в слове;
*научить составлять распространённые предложения, отвечая на вопросы по сюжету;
*расширить словарный запас, активизировать его;
*ориентироваться на плоскости, называя направления движения (вверх, вниз, влево, вправо, вперёд, назад);
*закрепить количественный и порядковый счёт, уметь их различать; знать цифры и количество точек, их обозначающих (на игровом кубике цифры от 1 до 6);
*закрепить временные понятия – «вчера-сегодня-завтра», дни недели и их последовательность (по сюжету сказки, прилагаемой к игровому пособию);
* развивать познавательные процессы: память, логическое мышление, воображение;
*воспитывать умение работать в паре, в команде – слышать и слушать других детей, уступать, продолжать начатое другими детьми;
Игра ускорит процесс обучения, и создаст позитивное эмоциональное настроение в группе.
В процессе создания игры «Морское путешествие двух маленьких пиратов», я испробовала несколько вариантов раскладки самого игрового поля, мысленно пытаясь выстроить логическую цепочку событий, сюжеты которых могла бы отобразить из имеющихся в наличии картинок (ткани с морской тематикой, печать на фетре и габардине).
В какой-то момент, решила записать отдельные события из приключенческой жизни двух братьев-пиратов – Джека и Джо – героев игры, что бы в дальнейшем обратить на них внимание детей. В течение нескольких дней менялись мои литературные зарисовки, а, следовательно, менялся и внешний облик игрового поля и наоборот. В итоге, отдельные сюжеты сложились в общую сказку.
Эта сказка учит нас добру и дружбе, взаимовыручке и находчивости, знакомит с буквами и звуками, пословицами и поговорками, природными явлениями, расширяет общий кругозор дошкольника.
Материалы для изготовления пособия:
*ткань для основы игрового поля – стёганный синтепон;
*подкладочная ткань;
*х/б ткани с изображениями пиратов, кораблей и др. предметов на морскую тему;
*печать на фетре «рыбы»;
*печать на габардине «Весёлая азбука от А до Я»
*нитки разных цветов;
*клеевая ткань – дублерин;
*декоративные пуговицы «птицы», «рыбы»;
Оборудование: ножницы портновские, машинка швейная, иглы для ручного шитья, напёрсток, сантиметровая лента, мел портновский, карандаш.
Технология изготовления пособия.
1. Ткань х/б с изображениями персонажей с изнаночной стороны проклеиваем дублерином, вырезаем картинки: пиратов, корабли, острова, облака, пальмы и т. д, отступив от контура 3-4 мм на обработку края.
2. Из «обрезков» (выпады ткани между рисунками – основной фон) вырезаем кружочки – из них мы проложим путь от старта к финишу на игровом поле между основными изображениями.
3. Вырезанные детали накалываем или примётываем к игровому полю и притачиваем по контуру строчкой «зиг-заг».
4. К верхнему краю коврика и в нижней части боковых сторон, через каждые 8-10 см притачиваем петли (тогда пособие можно использовать не только, как напольную игру, но и демонстрационный материал или оформление группы).
5. Верх коврика выравниваем. Подкраиваем по форме и размеру подкладку. Складываем верх и подкладку лицевыми сторонами внутрь, и обтачиваем, оставляя небольшой участок (20-25см) не стачанным. Через него игровое полотно выворачиваем, выправляем края и аккуратно зашиваем вручную.
6. По периметру игрового поля на расстоянии 7-8 мм от края пришиваем ленту-вьюнок.
7. Пришиваем пуговицы, со стороны подкладки ставим подпуговицу (маленькую пуговку, для эстетического вида обратной стороны изделия).
Конечно, изготовление такого пособия – дело, весьма не быстрое, и, что скрывать, затратное. Поэтому, помимо текстильного варианта, я продумала и изготовила «бумажный» вариант игры, более экономичный, и не менее интересный. Он представлен в виде комплекта карточек с изображением букв и рисунков, тех, что мы видим на текстильном игровом поле :
Последовательность сборки игрового поля :
1. Аккуратно вырезать все детали, отступив от контура 1-1,5 мм.
2. Разложить детали на игровом поле, согласно предложенной ниже схеме или по своему усмотрению. В качестве игрового поля можно использовать лист ватмана, отрез плотных обоев, или отдельные листы для черчения или рисования, они могут быть однотонными или с принтом.
3. Приклеить детали. Если Вы использовали листы формата А4, можно их заламинировать,
а затем соединить между собой с обеих сторон скотчем. Между ламинированными листами оставьте небольшое расстояние, тогда игровое поле можно будет сложить по сгибам скотча,
во время хранения игра не займёт много места.
Правила игры:
Количество игроков : от двух человек. Играть можно несколькими командами. Каждая команда (или отдельный игрок) по очереди кидают игровой кубик и передвигают свою фишку, согласно выпавшему количеству точек на кубике. Игроки проходят путь от старта – буквы «А» к финишу – букве «Я» по кружочкам. Не сбиться с пути помогут буквы, расположенные в алфавитном порядке. На игровом поле мы видим кружочки с изображениями камешек, черепа, кинжала, – попадая на них, игроки пропускают ход. Если фишка игрока оказалась на одном из кружочков с чайками, то при последующем ходе, игрок не кидает кубик, а сразу ставит свою фишку на букву «Г». Попадая на кружок со штурвалом, или на любой из кружков с морским узлом, игрок имеет право сделать второй ход. Если фишка игрока оказалась на кружке другого цвета, отличительного от основных кругов (тёмно-синий или красный кружок, он возвращается на один шаг назад. У игроков есть возможность «поймать счастливую звезду», если фишка окажется на одном из кружочков со звёздочкой после буквы «М», игрок сразу проходит до конца «звёздной дорожки» (если фишка попадает на первый кружок со звёздочкой, т. е единственный кружок перед буквой «М», проход по «звёздной дорожке» для игрока закрыт).
Правила игры можно придумать самим и менять их с учётом возрастных и индивидуальных особенностей участников, оговаривая заранее.
Во время игры, дошкольники изучают или закрепляют буквы и звуки. Когда игрок попадает фишкой на букву, он выбирает из колоды такую же букву. После того, как команды дойдут до финиша, ведущий даёт игрокам дополнительное задание. Например: отгадать загадку, а отгадка начинается с буквы, выпавшей игроку. Или такое задание: назвать слово или только определённые слова (съедобное-несъедобное, город, транспорт, цветок, которые начинаются с этой буквы; назвать слова, в которых эта буква присутствует (в начале слова, в середине, в конце).
Собрав одно игровое поле, посредствам цифровых технологий, можно сделать любое их количество, при желании изменив размер.
Игровой комплект может использоваться воспитателями, педагогами-психологами, логопедами, дефектологами на индивидуальных или групповых занятиях, а также в кругу семьи для совместного досуга детей и родителей.
Возможен вариант игры, когда фигурки вырезаются и ламинируются отдельно. Ребёнок самостоятельно или с помощью педагога выкладывает сюжетную картинку, составляет коллаж. В процессе рассказа сюжет можно менять, дополнять его новыми изображениями.
К игровому пособию прилагается брошюра со сказкой.
Именно со сказки мы начали знакомство с игрой и её главными героями – маленькими пиратами Джеком и Джо. Повторили буквы, называли слова на заданный звук.
Так же, к игровому комплекту подготовлено методическое пособие, где собраны стихи, пословицы и поговорки на все буквы алфавита, задания, по типу «доскажи словечко», скороговорки и весёлые физкультминутки.