Палищук Валентина
Игровое пособие по конструированию «Геометрическая мозаика» для старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое игровое пособие
для детей старшего дошкольного возраста
Детское конструирование - это продуктивная деятельность дошкольников, в процессе которой дети моделируют конструкции разнообразных объектов.
Творчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать творческие способности детей с малых лет.
Публикация «Игровое пособие по конструированию „Геометрическая мозаика“ для старших дошкольников» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Старшая группа
- Темочки
Конструктивная деятельность может относиться к одному из двух типов: техническому или художественному.
По моему мнению, эффективным средством для развития творческих способностей детей является художественно-творческая деятельность, а именно художественное конструирование.
Целью обучения детей художественному конструированию является способствование развитию творческих способностей детей через художественное конструирование.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
1. Создать условия для развития и реализации творческих способностей каждого ребенка.
2. Развивать творческий потенциал дошкольников средствами художественного конструирования.
3. Формировать у детей знания, умения и навыки художественно-конструктивной деятельности.
4. Стимулировать сотворчество детей со сверстниками и взрослыми в конструктивной деятельности.
К художественному типу конструирования относится конструирование из бумаги и природного материала. Основным и наиболее часто употребляемым материалом для создания детьми художественных композиций является бумага.
Пояснительная записка
Наблюдая за детьми на занятиях по конструированию, анализируя детские работы, был выявлен недостаточный уровень умений и навыков, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения. Анализ педагогической литературы показал, проблема заключается в том, что нет четко разработанной системы работы с дошкольниками по художественному конструированию, где последнее выступает средством развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.
Исходя из вышеперечисленных проблем и для их решения мною было изготовлено игровое пособие «Геометрическая мозаика».
Это пособие будет полезно воспитателям старших и подготовительных групп ДОУ, родителям детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Данное пособие многофункционально, мобильно, эстетически оформлено. Актуальность дидактического пособия «Геометрическая мозаика» для детей старшего дошкольного возраста заключается в том, что уровень умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от сенсорного развития детей. Используя данное дидактическое пособие, педагог в игровой форме развивает психические процессы ребенка (память, мышление, воображение, волю, а также расширяет его представления об окружающем мире.
Цель: развитие у детей навыков сотрудничества в совместной деятельности, творческого воображения, самостоятельности в средствах воплощения
Задачи:
1. Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе;
2. Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий, замыслов;
3. Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.
В процессе выполнения задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе или самостоятельно у доски, на отдельном материале.
Ребятам предлагаются разные задания, например:
-Игры на составление плоскостных изображений предметов по предложенным картинкам животных, птиц, машин, кораблей и др. где каждый ребенок составляет изображение индивидуально с последующим анализом.
-Задание на составление изображений различных зданий архитектуры или других объектов, где детям предоставляется право самим выбирать объект, который они хотят изобразить. Данные задания предлагается выполнять в паре, что способствует развитию умения слышать, слушать и понимать партнера, планировать совместную деятельность.
-Задания на создание сюжетных изображений по мотивам художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения).
В процессе выполнения игры используется технология сотрудничества детей в художественном конструировании из плоских геометрических фигур, которая предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом:
1. Работа в парах, в которой ребята осваивают один из видов сотрудничества: действия по правилу (т. е. разделение материала по какому-либо признаку) или по роли (т. е. разделение функций);
2. Деятельность в микрогруппах совместно действующих детей.
Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависит от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.
Использование данного игрового пособия способствует овладению детьми необходимых навыков взаимодействия, самоконтроля и взаимного контроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать свое мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.
Предполагаемый результат
Игровое пособие поможет поддержать детскую инициативу в дидактических играх, развивать познавательный интерес ребенка, развивать память и наблюдательность, умение конструировать. Педагогам поможет разнообразить игровую деятельность.
Характеристика дидактического пособия
Данный игровой материал представляет собой набор, состоящий из листа размером 30х40см или листа 21х29см и набора геометрических фигур разного цвета и размера, а также карточек с изображением фигур или героев сказки, выполненных из бумаги и заламинированных. Материал может быть разным, но я использую в своей работе фетр. Фетр – очень практичный материал, цветной, яркий, не мнется, его шероховатость не дает фигурам скользить, а наоборот, как будто приклеивает их к основанию (листу, на котором ребенок моделирует).