Наталья Абрамова
Игровая технология в детском саду по Губановой Н. Ф
▼ Скачать + Заказать документы
Игровая технология в детском саду (Губанова Н. Ф.)
По мнению Л. С. Выготского, игра- это, не только любимое занятие детей, - это основной вид деятельности детей дошкольного возраста, где формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к школе.
Темочки:
В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное, светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Организуя жизнь детей в игре, используя игровые приемы в обучении, взрослый (родитель или педагог) не только создает оптимальную среду для обеспечения эмоционального здоровья дошкольника, но и воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, сознание, волю и поведение в целом, на развитие общих способностей, творческого воображения, коммуникативных навыков, умение взаимодействовать со сверстниками.
При правильной организации игра создаёт условия для развития интеллектуальных, личностных и физических качеств ребёнка. Именно в игре он овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет самостоятельность и инициативу. Игра способствует формированию предпосылок учебной деятельности. Действуя в игровой ситуации, приближённой к реальным условиям жизни, дошкольники легче усваивают материал любой сложности. Игровая деятельность обеспечивает социальную успешность. В игре ребёнок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, развивает навыки и способности договариваться, учитывать интересы и чувства других людей, адекватным образом проявлять собственные чувства, а также старается разрешать конфликты. Кроме того, в каждой игре дошкольник находит для себя модель какой-либо социальной ситуации, в которой ему придётся функционировать во взрослой жизни, и тренируется вырабатывать определённые поведенческие реакции, необходимые ему для социального успеха.
Значение игровой технологии :
- Через игру происходит знакомство с культурой.
- Во время игры в безопасной обстановке происходит «выход» ребенка в зону развития.
- Игра служит экспериментальной «лабораторией» для усвоения элементов взрослой жизни: манипуляцией с предметами, ролями, нормами общения, правилами и законами человеческого общества.
- В условиях безопасной игры ребенок может повторить сложные жизненные ситуации и найти способы выхода из них.
- Игра служит основой для развития высших психических функций.
Главный компонент игровой технологии, выделенный Н. Ф. Губановой - непосредственное и систематическое общение педагога и детей.
Основные цели и задачи:
Создание условий для развития игровой деятельности детей. Формирование игровых умений, развитых культурных форм игры. Развитие у детей интереса к различным видам игр. Всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре (эмоционально-нравственное, умственное, физическое, художественно-эстетическое и социально-коммуникативное). Развитие самостоятельности, инициативы, творчества, навыков саморегуляции; формирование доброжелательного отношения к сверстникам, умения взаимодействовать, договариваться, самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
Функции игры:
1. Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)
2. Коммуникативная
3. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)
4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
5. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)
Педагогические игры могут различаться:
- по виду деятельности (двигательные, интеллектуальные, психологические и тд)
- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические)
- по характеру игровой методики (игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а другая устанавливается в зависимости от её хода.)
- по содержанию (музыкальные, математические, социализирующие, логические и тд)
- по игровому оборудованию (настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские и тд)
Губанова Н. Ф. выделила следующую последовательность развития игры:
- младший возраст - ролевая игра (игра-диалог);
- средний возраст - игра с правилами, театрализованная игра;
- старший возраст - игра с правилами, режиссёрская (игра - фантазия, игра- драматизация)
Этапы игровых технологий.
1. Разработка игры
- описание игры,
- подготовка материального обеспечения.
2. Знакомство с игрой.
- постановка дидактических целей,
- распределение ролей.
3. Работа над заданием.
- образовательная деятельность подчиняется правилам игры.
4. Анализ и обобщение.
Содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие направления развития образования детей:
1. Социально-коммуникативное развитие. Игровая технология включает в себя :
игровые тренинги, сюжетно - ролевые игры, театрализованные игры.
2. Познавательное развитие. Здесь выбор игр огромен и разнообразен, но следует выделить игровые технологии, направленные на формирование знаний, умений и навыков - обучающие игры, проблемные игровые ситуации и игровые технологии, направленные на закрепление полученных знаний, развитие познавательных способностей.
3. Речевое развитие. Применение игровых технологий позволяет создавать максимально благоприятные условия для развития речи детей: игры, направленные на развитие мелкой моторики, артикуляционной моторики; игры, направленные на развитие дыхания и голоса.
4. Художественно-эстетическое развитие. Игровые технологии, направленные на развитие восприятия и понимания произведений искусства, мира природы; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора, изобразительного искусства.
5. Физическое развитие включает игровые технологии, направленные на развитие двигательной деятельности детей, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук и т. д.
Функции игры:
- развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка)
- коммуникативная
- диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры)
- коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)
- социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)
Условно игры можно разделить на две основные группы: сюжетно-ролевые (творческие) и игры с правилами.
Сюжетно-ролевые – это игры на бытовые темы, с производственной тематикой, строительные, игры с природнм материалом, театрализованные, игры-забавы, развлечения.
К играм с правилами относятся дидактические игры (игры с предметами и игрушками, словесные дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические) и подвижные (сюжетные, бессюжетные, с элементами спорта)
Классификация игр (по Новоселовой С. Л.)
1. Игры-экспериментирования: игры с природными объектами, игры со специальными игрушками для исследования, игры с животными
2. Сюжетные самодеятельные: сюжетно-отобразительные, сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные
3. Игры по инициативе взрослого. Обучающие: сюжетно-дидактические, подвижные, музыкально-дидактические, учебные
4. Досуговые: интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театрализованные, празднично-карнавальные, компьютерные, игрища, тихие игры, игры-забавы
5. Игры народные Обрядовые: семейные, сезонные, культовые
6. Тренинговые: интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные
Планируемые результаты освоения технологии :
- Расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие трудовых навыков.
- Развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии; творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
- Воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
- Приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.