Татьяна Терещенко
Игровая деятельность в детском саду, особенности ее организации
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - особый вид деятельности дошкольников,она всегда носит творческий характер. В игре отражается реальная действительность,но в воображаемых обстоятельствах.
Игра- самостоятельный вид деятельности : ребенок всегда сам,или выбирает себе партнера,вместе дети придумывают сюжет игры,правила,распределяют роли и намечают ее окончание с определенным результатом.
Методологические основы игры раскрыты а работах Г. В. Плеханова,К. Д. Ушинского, подчеркивающих исторический, общественный характер игры,ее связь с трудом,искусством. Игра = не только вид деятельности,но и средства умственного и нравственного развития ребенка.
Публикация «Игровая деятельность в детском саду, особенности ее организации» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Своеобразие игры заключается в том,что она является генеральной формой поведения,внутри нее зарождаются другие виды деятельности.
Игра широка применяется в педагогическом процессе ДОУ.
Это- форма организации жизни и деятельности детей, средство гармонического,всестороннего развития личности,метод или прием обучения;способ изменения положения ребенка в детском игровом сообществе,средство самообучения,самоорганизации,саморегуляции.
Функции игры:воспитательная, развивающие,
обучающие,организаторские,коррекционные,реабилитационные,саморегулирующие.
Этапы развития игры как деятельности :ознакомительная игра-ориентировочные действия с предметами (первый год жизни ребенка,отобразительная игра-действия с игрушками по подражанию взрослым (второй год жизни,сюжетно-отобразительная игра (второй и третий год жизни,сюжетно-ролевая игра (вторая половина третьего года жизни,ее развитие и усложнение на протяжении всего дошкольного детства).
С. Л. Новоселова предложила новую классификацию игр.
1 класс игр возникающие по инициативе детей,экспериментирование,сюжетная игра. В сюжетных- сюжетно-отобразительные,сюжетно-ролевые,режиссерские,театрализованные.
2 класс игр-инициатива принадлежит взрослому,к ним отнесены игры- обучающие и досуговые. Обучающие -дидактические,подвижные. Досуговые-интеллектуальные (шашки,шахматы,игры=забавы,развлечения,празднично-карнавальные. Освоив эти игры,дети начинают играть самостоятельно.
3 класс игр-традиционные или народные. Среди них :обрядовые,тренировочные,досуговые.
Общепринятым является деление игр на творческие,возникающие по инициативе детей (сюжетно-ролевые,игры с правилами,организуемые взрослыми (дидактические,подвижные).
Классификация игр
Дидактические игры разнообразны. Их основная часть- умственное развитие ребенка. Обязательные элементы дидактических игр содержание, выделение задач, наличие правил, действие играющих, конечный результат (подведение итогов) .Дидактические игры бывают сюжетными и бессюжетными. В работе педагогов различаются дидактические игры с игрушками и предметами, природным материалом, настольный- печатные игры, словесные, музыкальные. Структурные компоненты дидактической игры:учебная и воспитательная задача, игровые привила, игровое действие.
Театрализованные игры - сложный вид деятельности детей и воспитателей. Они соответствуют возрастным и эмоциональным особенностям дошкольникам. В театрализованной игре дети изображают роль сказочных героев, героев мультфильмов, передавая основные характеристики персонажей (хитрость, щедрость, их действия, движения, интонацию, походку, диалоги. Театрализованные игры делятся Л. С. Фурминой на игры с предметами, с куклами ба-ба-юо, теневой театр. Л. В. Артемова предлагает режиссерские игры (настольные, стендовые, фланелеграф, теневой театр) ;игры- драматизации с куклами ба-ба-бо и игры- импровизации.
Игры со строительным материалом. Дети любят играть с песком, снегом. строительным материалом. Строительные игры развивают творчество, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Они способствуют усвоению знаний геометрических форм, сенсорных эталонов. Виды конструирования и виды заданий:конструирование из бумаги, строительного и природного материала, сбросового материала (палочки, дощечки, катушки, и др.)
Подвижные игры также разнообразны. :сюжетные, бессюжетные, игры- атракционы, в зависимости от характера основного движения (игры, способствующие развитию бега, ходьбы. прыжков) .
Наиболее характерна для дошкольников сюжетно- ролевая игра. Главная задача воспитателя:научить детей выбирать сюжет игры, распределять роли, подобрать игрушки и игровые материалы;развивать и обобщать ролевое поведение, насыщать детей новыми впечатлениями, создавать положительную атмосферу, развивать представления об окружающем мире. Компоненты игры; игровое действие (реальное или воображаемое, с использованием игрушек предметов- заменителей, роль- основной стержень игры, сюжет -ряд событий, происходящих в определенной последовательности, объединенных логическими связями, взаимоотношения реальными и игровыми, тема- явление, которое отражается в игре.
Педагогические условия для формирования сюжетно-ролевой игры
Педагогические условия формирования сюжетно-ролевой игры в разноовозрастной группе детского сада определены в исследованиях И. П. Флегонтовой. Важным является межвозрастнобщение детей, умение ребенка, взаимодействовать со сверстниками, педагога- использовать структуру сюжета игры, позволяющую дифференцировать формирующие воздействия взрослого в отношении разных возрастов.
В игре ребенок проявляет творчество при возникновении замысла игры, постановки цели, планирование игры. В процессе реализации замысла ребенку необходимо обогащение впечатлений, объединение впечатлений из жизни с эпизодами из художественной литературы, подражание внешним сторонам деятельности образа, передачи его движений. мимики, жестов, а так же подбор необходимых для игры вещей -игрушек. Создание предметно- игровой среды.
В сюжетно-ролевой игре решаются задачи нравственного воспитания. Сюжетно-ролевая игра имеет коллективный характер и в ней развивается "качества общественности"(А. П. Усова) .Это значит, умение ребенка войти в общество сверстников, наладить с ними связь, убедить их в чем-то или самому убедиться, проявить доброжелательное отношение к партнерам по игре.
Основные этапы становление детского общества.
1) неорганизованное игровое поведение;
2) одиночные игры;
3) игры "рядом";
4) кратковременное взаимодействие на основе параллельных действий, ролей, его места игры;
5) общение на основе общего интереса к содержанию игры, к выполняемым ролям;
6) длительное общение на основе интереса к партнерам.
Методы, руководства игрой :
1) методы прямого руководства:ролевое участие педагога в игре, участие в сговоре на игру, разъяснение, помощь, совет, обсуждение игры и перспективы ее дальнейшего развития;
2) методы косвенного руководства, обогащение ей знаниями, внесение игрушек использование сюрпризных моментов, чтение художественной литературы
3) метод комплексного руководства (исследование В. Зворыгиной применительно к играм детей 2-3 лет)