Рейзь Валентина
Игровая деятельность в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
"Игровая деятельность в детском саду".
Введение.
Игра- является одной из ведущих видов деятельности дошкольника, а также формой организации детской деятельности. В игре ребенок старается самостоятельно научиться тому, чего еще не умеет делать. Играя ребенок общается со сверстниками, развиваются нравственные качества. При правильной организации игровой деятельности создаются условия для развития физических, личностных и интеллектуальных способностей ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Непосредственное содержание игровой деятельности определяется возрастными и индивидуальными особенностями детей и зависит от целей и задач программы.
Публикация «Игровая деятельность в детском саду» размещена в разделах
Основная часть.
Игровая деятельность
Игра - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования, наряду с трудом и учением
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление пове-дением.
Актуальность выбранной темы.
Сегодня остро стоит проблема организации игровой деятельности современного ребенка. Дети избалованы большим количеством игр и игрушек, которые зачастую не несут развивающей информации. Родители и воспитатели задаются вопросом: почему те игры и игрушки, которые использовались раньше в большинстве своем не интересуют сегодня ребенка.
Педагогу следует соблюдать баланс между желаниями ребенка и пользой для него, уделяя больше внимания нетрадиционным дидактическим и развивающим компьютерным играм.
Функции игры.
Функции игры:
— Развлекательная. Игра позволяет ребенку расслабиться, она несет положительные эмоции и развивает его познавательную активность;
— коммуникативная. Именно во время игры происходит общение между детьми, между ребенком и взрослым. Игра способствует формированию социальных связей;
— игротерапевтическая. Игра помогает преодолеть трудности, возникающие у ребенка в процессе общения, обучения;
— диагностическая. Игра обладает большей диагностичностью, чем любая другая деятельность человека;
— самореализации. Игра позволяет выявить недостаточность опыта, позволяет познать свой внутренний мир, высказать собственное мнение;
— социализации. Ребенок развивает волевые качества и самодисциплину, учится действовать согласно нормам и правилам.
Классификация игровой деятельности.
Творческие:
-сюжетно-ролевые;
-режиссерские;
-строительные;
-театрализованные (разные виды театра и игры-драматизации).
Игры с правилами:
-дидактические;
-подвижные;
-подвижные дидактические;
-интеллектуальные (шашки, шахматы, игры-головоломки, лабиринты);
-компьютерные игры;
-игры-забавы;
-народные игры.
Проявление инициативы в игровой деятельности ребенка.
Инициатива - (от. франц. initiative, от лат. initium — начало, почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, руководящая роль в каком-либо действии. В педагогическом словаре отмечается, что понятие «инициатива» можно определить, как почин, «первый шаг».
Позволим детям упиваться радостью утра и верить.
Именно так хочет ребенок. Ему не жаль времени на
сказку, на беседу с собакой, на игру в мяч, на подробное рассматривание картинки, на перерисовку буквы, и все это любовно. Он прав.
Я. Корчак
Важным условием для проявления инициативы в игровой деятельности ребенка является наличие в развивающей предметно-пространственной среде элементов, подталкивающих ребенка к реализации внутренних желаний и воссозданию той картины, которое рисует его воображение. Если речь идет об играх со строительным материалом здесь помогает наличие схем и образцов построения того или иного объекта, в дальнейшем ребенок воспроизводит аналогичные конструкции и тем самым развивается воображение, пространственное мышление, совершенствуется умение доводить начатое дело до конца.
Неоценима роль дидактической игры в развитии и обучении дошкольника. Такие игры как, лото, домино, настольно- печатные игры помогают освоить и применить новые знания и опираются на наглядно-образное мышление ребенка. А если ребенок непосредственно участвовал в создании подобной игры, о интерес к ней сохраняется надолго.
Театрализованные игры развивают воображение, речь, логическое мышление. В данном виде деятельности открывается широкое поле возможностей. Допустим в ходе обсуждения какую же сказку мы будем показывать выясняется, что не хватает персонажа и дети предлагают сделать его своими руками. Таким образом решается много задач: пополняется РППС, ребенок понимает, что для осуществления любой задумки требуется только приложить усилия.
Такие игры, как «Палочки Кьюзинера», «Кубики Никитина» являются средством для развития произвольного внимания, памяти, формирования умения анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В играх с этим материалом развивается творческое воображение и пространственное мышление. И здесь тоже есть простор для проявления инициативы ребенка.
В чем польза шахмат для развития ребенка:
1. Игра учит решать проблемы и находить сразу несколько решений из сложных ситуаций.
2. В шахматах видны результаты ошибок и наказание, которые незамедлительно приходит после неверного шага.
3. Игра развивает системное мышление у ребенка.
4. Развиваются интеллектуальные, математические, творческие способности.
5. Дети становятся более усидчивыми, старательными, твердо идут к своей цели.
Подвижные игры.
При проведении подвижных игр, несмотря на то, что игра ограничена строгим сводом правил, остаётся много способов для проявления инициативы ребенка- это и руководство процессом игры и выбор участников, и внесение изменений в существующие правила. Здесь формируются такие личностные качества, как умение слышать и учитывать мнение другого человека, способность работать в команде.
Заключение.
В игровой деятельности детей происходит сочетание двух важных факторов: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны - получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это способствует воспитанию личности в целом. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретенные двигательные навыки, ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач.
Список использованной литературы
1. Г. К. Селевко «Современные образовательные технологии», М. 2006.
2. Н. Е. Щуркова «Практикум по педагогической технологии», М. 2001.
3. Шмаков С. А. «Игры учащихся – феномен культуры», – М. : Новая школа, 1999.
4. Макаренко А. С. Некоторые выводы из педагогического опыта. Соч. т. У. - М., 1958.
5. Минкин Е. М. От игры к знаниям. - М., 1983.
6. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или развивающие игры. - М., 1990.
7. Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. - М. : РПА, 1996.
8. Самоукина Н. В. Организационно-обучающие игры в образовании. - М. : Народное образование, 1996.