Людмила Яковлевна
Игротерапия как средство снижения агрессии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность проблемы инвелирования агрессии детей дошкольного возраста не вызывает никаких сомнений, что связано с большой потребностью общества в снижении числа насильственных актов, которые часто выступают средством достижения агрессивного человека. За рубежом проблемой человеческой агрессии занимались К. Лоренц, З. Фрейд, К. Юнг и др., у нас в стране – Е. Гаспарова, А. В. Захарова, Т. Г. Румянцева, А. С. Савина, А. М. Фонарева и др. Анализ источников, посвященных детской агрессии, свидетельствует о том, что виды и формы ее относительно изучены, а пути и средства коррекции агрессивного поведения освещены значительно слабее. В этой связи возникла необходимость выявить возможность применения игротерапии как средства снижения у детей агрессии.
Темочки:
- Агрессия, детская агрессивность
- Игротерапия. Игровая терапия в детском саду
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Темочки
В ходе проведенного нами исследования для диагностики агрессии дошкольников использовались методики «Дом. Дерево, Человек», «Несуществующее животное». Анализ полученных данных позволил выделить три уровня детской агрессии. Низкий уровень агрессии показали 30% испытуемых, средний уровень – 55%, высокий уровень агрессии – 15%.
На этапе формирующего эксперимента реализовывалась специально разработанная для этого программа коррекции агрессивного поведения детей средствами игротерапии, включающая 40 заданий, которых дети проигрывали альтернативные роли – изображали заботливых внуков, детей. проявляющих сочувствие к друзьям и животным и т. п. Предполагалось, что в данном случае испытуемые будут преодолевать отрицательные намерения через выражение сочувствия к другим людям и сопереживание. Второй блок заданий включал игры, входе которых использовалась техника парадоксальной интенции («Уходи, злость, уходи!» «Ругание овощами», «Брыкание»). Третий блок заданий объединил игры на релаксацию и игры, предполагающие проигрывание желаемых ролей; дети проигрывали ситуации встречи двух верных друзей, перевоплощались в злых и добрых персонажей и т. д. На этот раз в экспериментальной работе участвовало 20 испытуемых.
В ходе коррекционной работы была обнаружена неравнозначность воздействия на агрессивных испытуемых разных приемов игротерапии : после коррекционной работы, где применялась техника альтернативных ролей, испытуемые. Возвращаясь в свою группу, обижали сверстников, язвительно шутили, проявляли повышенную обидчивость в споре с ними. По всей вероятности, это происходило потому что те положительные чувства, которые дети были вынуждены выражать во время такого рода игр, они не испытывали, а скрыть свои негативные переживания им было трудно, и поэтому после игры дети не освобождались от отрицательных эмоций, а выплескивали их на своих сверстников.
Исследование доказало эффективность использования психо-терапевтических воздействий на агрессивных дошкольников : после коррекционной работы уменьшилось количество высокоагрессивных испытуемых в пять раз, и увеличился процент низкоагрессивных дошкольников в 1,5 раза.
Кроме этого были также обнаружены различия в поведении агрессивных детей разного пола. Выяснилось, что девочки сдержаннее мальчиков в проявлении агрессии по отношению к незнакомым людям. Склонны обижаться и капризничать; в отсутствие взрослых могут ударить и обозвать сверстника, сломать игрушку, когда взрослые делают им замечания, соглашаются с отрицательными оценками своего поведения. Мальчики превосходят девочек в проявлении упрямства и драчливости, не упускают момента доказать. Что они лучше, «сильнее» своих сверстников. Другим фактором, детерминирующим успешность коррекционного процесса, являются различные уровни детской агрессии. Мы убедились в том, что для детей со средним уровнем агрессии характерно неумение общаться со сверстниками, и это вынуждает их завоевывать авторитет силой и демонстрировать «смысловой барьер». Такие дети часто ведут себя со сверстниками агрессивно, в то время как взрослые являются для них референтной группой, и они подчиняются им беспрекословно. Дети с высоким уровнем агрессии часто бывают расторможены, неуправляемы, любое замечание в свой адрес воспринимают, как нападение, и отвечают агрессивными вспышками; конфликты в детской среде пытаются разрешить преимущественно с помощью физической силы и оскорблений.
Заканчивая исследовательскую работу, мы убедились в том, что: 1. Значительное число дошкольников обладают средним и высоким уровнями агрессии; 2. Эффективным средством инвелирования детской агрессии является игротерапия; из техник игротерапии наиболее эффективны «техника парадоксальной интенции» и релаксация, менее эффективна техника проигрывания альтернативных ролей.