Глонти Елена Николаевна
Игротека речевых игр «В мире животных и птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
В мире животных и птиц
Настольно дидактические игры на развитие навыков звукобуквенного анализа и лексико - грамматических категорий на материале тем «Птицы», «Животные», составлены на основе дидактических принципов с учетом возрастных особенностей детей 5-7 лет.
Они помогут развивать внимание, зрительную память и творческие способности ребенка. Эти игры могут использоваться на занятиях по обучению детей грамоте в детских дошкольных учреждениях, как игровой материал на логопедических занятиях и как самостоятельная игра для детей с участием педагога или родителей.
Публикация «Игротека речевых игр „В мире животных и птиц“» размещена в разделах
- В мире животных. Игры, дидактические пособия
- Животные. В мире животных
- Игры для детей
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель:Формирование основ речевого развития детей дошкольного возраста на примере речевых игр.
В зависимости от возраста и уровня речевого развития детей игры помогут осуществить следующие задачи:
- Научить ребенка выделять начальные звуки в словах;
- Дифференцировать гласные и согласные звуки;
- Различать согласные звуки по твердости-мягкости;
- Правильно соотносить звуки и буквы;
- Закрепить навыки слитного чтения слов;
- Развивать навыки звукового анализа и синтеза;
- Познакомить с некоторыми грамматическими правилами написания слов в русском языке;
- Расширять знания детей о животном мире (уточнить представления о животных и птицах);
-Поможет развивать внимание, зрительную память;
-Развивать творческие способности ребенка.
Материал: комплект- 40 больших разноцветных карточек с изображениями различных предметов;40 маленьких двухсторонних карточек с изображением животных и птиц на одной стороне и их названиями на обороте карточки; разрезная азбука; фишки для обозначения звуков (красные фишки-гласные звуки, синие- согласные твердые, зеленые- согласные мягкие).
Описание карточек. Слова, составляемые детьми по карточкам в ходе игры, сгруппированы по степени сложности слоговой структуры и даны в определенной последовательности от простого к сложному. Для облегчения подбора слов с одинаковой слоговой структурой аналогичные карточки выделены каким-либо одним цветом: желтым, розовым, красным, фиолетовым, синим, голубым, зеленым, светло-зеленым, коричневым и серым.
Некоторые игры по степени сложности представлены в двух вариантах.
Методические рекомендации: в играх участвуют 1 – 6 человек.
Перед началом игры ведущий должен убедиться, что дети знают буквы и умеют их правильно соотносить их со звуками. Игры проводятся под руководством взрослого. Не забывайте хвалить ребенка, если он удачно справляется с заданием. Помогите ему, если возникло затруднение.
Основные достоинства пособия: дидактическое пособие составлена с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 7 лет. Все карточки с яркими картинкам, буквы удобно доставать из касс и разграничены на глассные с соглассные. Для привлечения детей к игре, в пособии есть персонаж (Собачка, со своей одеждой и мордочкой с разными выражениями настроения. Её домик с составляющими : дверь, окно, коврик и тд., благодаря которым могут приходить гости.
Дидактическое пособие изготовлено из экологически чистых материалов: ткань, поролон, бумага, картон. Пособие размещено в удобном пластмассовом кейсе.
Игра№1 «От буквы к слову»
Игра проводится под руководством взрослого ведущего с 2-4 игроками. Начинать игру лучше с простых слов из двух слогов без стечения согласных.
Количество предполагаемых ребенку картинок можно увеличить.
Задачи: Научить детей выделять первый звук в начале слова, соотносить звуки и буквы, дифференцировать звуки и буквы (гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, составлять из букв слова, соотносить слово и его изображение.
Оборудование: большие и маленькие карточки (по одной паре карточек на игрока, разрезная азбука.
Варианты игровых правил и действий:
Вариант А (простой)
1. Рассматривание больших карточек и называние изображенных предметов.
2. Поиск картинок с начальными буквами соответствующими картинкам большой карточки и размещение их по порядку под большой карточкой.
3. Составление и выкладывание из букв разрезной азбуки слова по первым звукам слов- изображений маленьких картинок.
4. Нахождение на столе маленькой карточки с соответствующим изображением своему составленному слову.
но и правильно выполнит это задание.
Ход игры: Воспитатель-ведущий, заранее отбирает необходимое количество маленьких карточек с изображением животных и птиц : № 1-6; 8-10; 13-16; 20,25,26,27,29,36-39 и выкладывает их в центр стола, изображением вверх.
Перед детьми положить на стол буквы разрезной азбуки и большие карточки с изображением различных предметов. Предложить детям внимательно рассмотреть большие карточки с изображением различных предметов и назвать их. Далее детям нужно составить и выложить из букв разрезной азбуки слово по первым звукам маленьких слов-картинок. Для этого необходимо в названии каждой маленькой картинки выделить первый звук, найти соответствующую ему букву и выложить ее под эту картинку. И так со всеми картинками. После этого каждый ребенок должен прочитать свое слово и найти на столе маленькую карточку с соответствующим изображением.
Вариант Б (усложненный)
Правила те же, но при выкладывании слов дети используют для обозначения звуков не только буквы, но и цветные фишки (красные - гласные звуки, синие - согласные твердые, зеленые - согласные мягкие).
-Затем отвечают на вопросы ведущего:
-Сколько в составленном слове слогов?
-Какой слог ударный?
-Сколько в слове гласных букв? Согласных? Каких? И т. п.
Постепенно, по мере усвоения слоговой структуры слов, ведущий выбирает более сложные слова, постепенно увеличивая число карточек у игроков.
Игровое правило: Побеждают игроки, сумевшие правильно выложить, прочитать и выполнить звуковой анализ слова.
Игра№2 «Собери слова в цепочку»
Игра проводится под руководством взрослого ведущего с 2-4 игроками. Задачи: Научить детей выделять первый и последний звук в словах. Оборудование: маленькие карточки с изображением животных и птиц.
Например: Страус - суслик-кабан- носорог- голуби….
Варианты игровых правил и действий:
Составление цепочки слов, таким образом, чтобы каждое слово начиналось с последнего звука предыдущего слова.
Игровое правило: Побеждает тот, у кого цепочка длинная и правильно составленная, кто правильно назвал первый и последний звук в каждом слове.
Ход игры: Воспитатель-ведущий, заранее подбирает маленькие карточки с изображениями животных и птиц, (слова разной слоговой структуры) так, чтобы из их названий можно было составить цепочку слов. Перед детьми положить на стол маленькие карточки с изображениями животных и птиц. Предложить детям составить цепочку из данных карточек таким образом, чтобы каждое слово начиналось с последнего звука предыдущего слова.
Если игрок не может составить цепочку слов (нет картинки с нужным звуком, предложить детям начать новую цепочку из оставшихся картинок (5-6 лет). Детям 6 – 7 лет – предложить составление цепочки, несколько изменив условие игры. Если при выкладывании цепочки нет картинки с изображением животного, название которого начинается на определенный звук, игрок может подобрать слово на этот звук, а вместо картинки положить фишку. Ведущий может воспользоваться дополнительными карточками и словами.
Игра№3 «Назови ударный слог».
Количество игроков не ограничено.
Задачи:
-закрепить у детей навык деления слов на слоги;
- учить определять ударный слог в словах.
Оборудование: 3 карточки с цифрами (1,2,3, картинка с изображением молотка, картинки с изображением животных и птиц из игры.
Методические рекомендации: игра проводится после того, как дети познакомятся с понятием «ударный слог». Сначала игра проводится в медленном темпе, по ходу игры ведущий может увеличить темп, создавая тем самым атмосферу соревнования. Ведущий может незаметно помогать некоторым игрокам, проговаривая вместе с ребенком «трудное» слово и интонационно выделяя ударный слог. Это поможет детям, неуверенным в своих силах справится с робостью и чувствовать себя более уверенно.
Варианты игровых правил и действий:
Составление цепочки слов, таким образом, чтобы каждое слово начиналось с последнего звука предыдущего слова.
Игровое правило: Побеждает тот, у кого большее количество картинок.
Ход игры: Ведущий выкладывает карточки с цифрами перед игроками и объясняет, что цифры обозначают количество слогов в слове, а молоток указывает ударный слог. Перед собой ведущий выкладывает картинки с изображением животных и птиц, далее предлагает игрокам по очереди брать по одной картинке и медленно называть слово выделяя ударный слог и выставить карточку в зависимости от места ударного слога в слове с молотком под одну из цифр. Предложить остальным игрокам следить за ответами, если задание выполнено игроком без ошибок, он забирает картинку себе, уступая место другому игроку, если допущена ошибка – карточка откладывается в сторону. В конце игры ведущий подчитывает количество картинок у каждого игрока и дает поощрительную оценку игроку – победителю и подбадривает остальных детей.