марина маслова
Играйте с детьми в речевые игры
▼ Скачать + Заказать документы
Играйте с детьми в речевые игры
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский
сад комбинированного вида № 3 «Ручеек»
Консультация для родителей
Играйте с детьми в речевые игры!
Консультацию подготовила воспитатель группы № 7
Маслова М. Н.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью,
является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней
своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо
важна роль семьи.
К сожалению, далеко не все родители уделяют достаточное внимание
Публикация «Играйте с детьми в речевые игры» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
общению со своими детьми из-за своей занятости на работе или в силу
непонимания необходимости регулярного общения с ребенком. Современные
дети много свободного времени проводят перед телевизором и компьютером,
в телефонах или планшетах.
Дефицит общения приводит к разным речевым проблемам, которые
приводят к сложностям при обучении в школе. У детей наблюдается
примитивность фраз и бедный запас слов. Ребята испытывают трудности при
пересказах, построении диалога, не умеют пользоваться интонацией, имеют
проблемы с дикцией.
Я предлагаю варианты речевых игр, которые поспособствуют развитию
речи, обогащению словаря, лексико-грамматических категорий, связной
речи, внимания, памяти, мышления. Они послужат увлекательным и
эффективным способом формирования грамотной и выразительной речи вашего ребенка.
Помните, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит
то, что думает, а не то, что надо.
Чем же удобны речевые игры?
Для данных речевых игр не требуется никаких атрибутов, никакой
специальной подготовки.
В речевые игры можно применять по дороге в детский сад, на прогулке
с семьей, в любой домашней обстановке. Например, можно поиграть, пока
мама гладит белье или готовит вкусный обед!
Ребенок с удовольствием будет общаться, а главное, какой
развивающий эффект он получит! Какое живое, эмоциональное, интересное и
полезное общение может получиться!
Представляю речевые упражнения и игры, в которые можно поиграть с
детьми в любое свободное время.
Речевая игра «Я ЗАМЕТИЛ»
«Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть
предметы, мимо которых мы проходим; а еще обязательно укажем, какие
они. Вот почтовый ящик – он синий. Я заметил кошку – она пушистая.
Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.
Речевая игра "ДВА ПРИЯТЕЛЯ"
Цель: развитие словаря синонимов.
Придумай слова-приятели к данным словам: крошечный - (маленький,
смелый - (храбрый, прекрасный - (красивый) и т. д.
Речевая игра «ТАК БЫВАЕТ ИЛИ НЕТ?»
Цель: Развивать логическое мышление, умение замечать
непоследовательность в суждениях.
Ход игры : Взрослый говорит: «Я сейчас вам буду рассказывать истории. В
моём рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть
хлопнет в ладоши.
Вечером, когда я спешила в детский сад, я встретила маму, которая вела
ребёнка в школу.
Ночью ярко светило солнце и горели звёзды.
На берёзе поспели яблоки».
Дети находят противоречия в предложениях.
Речевая игра «ИСПРАВЬ ОШИБКУ»
Цель: Учить детей понимать смысл предложения.
Ход игры : Воспитатель читает предложения. В них допущены ошибки,
которые ребята должны исправить.
Коза принесла корм девочке.
Мяч играет с Сашей.
Дорога едет по машине.
Гена разбил стеклом мяч. И т. д.
Речевая игра «ОТГАДАЙ ПРЕДМЕТ ПО НАЗВАНИЮ ЕГО ЧАСТЕЙ»
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).
Дно, крышка, стенки, ручки (кастрюля).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).
Подъезд, этаж, лестница, квартиры, чердак (дом).
Крылья, кабина, хвост, мотор (самолет).
Глаза, лоб, нос, рот, брови, щеки (лицо).
Рукава, воротник, манжеты (рубашка).
Голова, туловище, ноги, хвост, вымя (корова).
Пол, стены, потолок (комната).
Подоконник, рама, стекло (окно).
Речевая игра «ДОБАВЬ СЛОГ»
Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.
Ход игры : взрослый называет один слог и делает хлопок. Ребенок должен
дополнить слово, например, ма – ма, кни – га и т. п. и сделать тоже хлопок.
Потом можно поменяться: ребенок начинает первым, взрослый продолжает.
Речевая игра «ОТГАДАЙ СЛОВО»
Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь
подсказками.
Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом).
Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус, и т. д.
Речевая игра «НАЗОВИ ЛИШНЕЕ СЛОВО»
Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее»
слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».
Кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
Стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
Пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
Слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
Волк, собака, рысь, лиса, заяц.
Речевая игра «ПОСЧИТАЙ ДО 5»
Цель: развивать зрительное восприятие, наблюдательность и речевую
активность.
Предложить детям сосчитать предметы, которые он видит.
Например, одна машина – две машины…. – пять машин…., один дом - два
дома….- пять домов…. и т. д.
Речевая игра «ЦЕПОЧКА СЛОВ»
Называть по очереди слова, начинающиеся на последний звук предыдущего
слова.
Например: сова – апельсин – носок – кот….
Речевая игра «ИЗ ЧЕГО СДЕЛАН?»
Сок из яблок – яблочный, а из груш? Слив?
Дом из кирпича – какой? Книга из бумаги, одеяло из шерсти и т. д.
Речевая игра «УСЛЫШЬ И НАЗОВИ»
Цель: развивать слуховую память.
Начиная с 3-5 коротких слов, попросите ребенка запомнить и повторить их.
Доведите до 10 слов. Так же поиграйте с числами.
Речевая игра «СКАЖИ НАОБОРОТ»
Игра направлена на расширение словаря ребёнка словами – антонимами.
Ребёнок должен сказать слово противоположное по значению вашему.
Например:
Горячий – холодный
Хороший – плохой
Весёлый – грустный
Острый – тупой
Гладкий – шероховатый
Речевая игра «НАЗОВИ ЛАСКОВО»
В игре происходит закрепление умения образовывать существительные при
помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов. Слова можно
сгруппировать по сходству окончаний.
Стол – столик, ключ – ключик.
Шапка – шапочка, белка – белочка.
Мыло – мыльце, зеркало – зеркальце.
Кукла – куколка, свёкла – свёколка.
Коса – косичка, вода – водичка.
Жук – жучок, дуб – дубок.
Вишня – вишенка, башня – башенка.
Платье – платьице, кресло – креслице.
Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения
словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок
научиться классифицировать, обобщать предметы.
В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не
поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать вот что необходимо ребёнку.
Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно!