Яна Соркина
Игра — ведущая деятельность дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как ведущий вид деятельности дошкольника помогает ребенку, входящему в этот мир стать уверенным, умным, добрым и успешным. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. А. Сухомлинский).
Современные дети либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Причина в том, что взрослые стремятся научить детей считать, читать, писать, забыв об игровой деятельности.
Публикация «Игра — ведущая деятельность дошкольника» размещена в разделах
Сегодня слова психолога А. В. Запорожец о том, что «игра является не только формой усвоения отдельных знаний, но и способствует общему развитию ребенка, служит формированию его способностей» являются своевременны и современны.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, принятый в 2013 году, четко обозначил изменения в отечественном образовании. Основой образования становятся приоритетный выбор, инициативы и интереса ребенка.
Дошкольный возраст самоценен тем, - отмечает В. В. Давыдов, что он позволяет ребенку осуществлять разные виды деятельности – играть, рисовать, слушать сказки, рассказы, помогать взрослым. Все виды деятельности ребенок осуществляет сам, по собственному желанию, и итоги этого процесса радуют самих детей. Многообразие игровой деятельности дает детям много знаний и умений. Получение опыта игровой деятельности воспринимается как результат и способ познания мира. Подход к игре педагогами – воспитателями д\с № выражается в интеграции познавательной и художественно-творческой деятельности.
С другой стороны – современная социальная ситуация развития детства такова, что существует тенденция угасания детской игровой культуры. Задача воспитателя воссоздать игровую среду с разнообразными и богатыми игровыми моделями.
Организация детской игровой среды II часть включает в себя создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовно-нравственного развития дошкольников, и реализация их игровых потребностей.
Так в последнюю неделю зимы педагогами детсада была предпринята попытка организовать образовательную работу с игровыми моделями; объединенными праздником «Масленица».
На игровой детской площадке проводились всю неделю подвижные игры под общим названием «Зимние забавы».
Эти игры формировали способность проявлять выдержку, смелость, умение действовать индивидуально и в коллективе; воспитывать умение договариваться, оказывать взаимопомощь; развивать быстроту, выносливость, уверенность в себе.
На занятиях в группе использовали игровой прием СИНКВЕЙН – нерифмованные стихотворения из 5 строк на тему «Масленица», которые развивали коммуникативные и речевые навыки; помогали детям понять и запомнить новое содержание, обогащать словарный запас, совершенствовали творческие и мыслительные способности дошкольников.
Создание игры зачастую определяет игрушка, которая приводит к определенным игровым моделям. Для ребенка игрушка источник радости, предмет для творчества, возможность познания свойств и закономерностей окружающего мира.
В подготовительной группе в масленичную неделю была создана творческая мастерская, представляющая широкие возможности декоративно-прикладной деятельности дошкольников и их родителей. Результатом этой работы стала выставка кукол-оберегов. Дети представили целую «коллекцию» совершенно не похожих друг на друга ярких, забавных кукол. Каждый дошкольник не только представлял свое изделия, но и смог опробовать разные позиции: автора, исполнителя, слушателя, критика. На ярмарке кукол дети представляли свои обереги рассказывая о том, как делали свои игрушки, тщательно подбирая слова, которые передавали их впечатления, стремясь сделать свой рассказ более ярким: ведь именно их игрушка получилась самая нарядная, необычная яркая.
Приобщаясь к традиционным народным ценностям, дошкольники овладевали навыками межкультурной коммуникации.
Участие в мастер-классе, который провели мамы воспитанников, рассказывая о создании куклы-оберега.
Завершением масленичной недели явилось театрализованное представление.
Дети колядовали, пели, водили хороводы…
Приведённый пример, на наш взгляд, показывает возможности, которые могут быть использованны педагогами при внесении изменений в организацию образовательного процесса в частности в игровую деятельность, с дошкольниками в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и особенности его постоения как совокупность познавательной активности ребенка и творчества, приобщение дошкольников к традиционным ценностям русского народа.
Несколько слов о позиции воспитателя в игровой деятельности дошкольника. Если игровая позиция воспитателя будет сформирована как позиция «портнера», «со-игрока»; то это позволит взрослому включиться в детскую игру, оказывая позитивное влияние на развитие игры.
Игра – это разнообразные способы самоопределения и самореализации дошкольника, основанные на обычных привычных и в то же время интересных для него самого видах самостоятельной деятельности.
Период дошкольного детства, в котором происходит активное становление инициативности, наиболее ответственен. В игровой деятельности создаются возможности вариативности поведения: от индивидуального к коллективному и наоборот, что позволяет освоить разные модели поведения и обрести самостоятельный опыт в различных игровых ситуациях. В игре происходит овладение способами поведения, речи и мышления, познания, общения, творческой деятельности. Сочетание равноправия и соподчинения развивает в детях чувство уважения к общему мнению, самостоятельности, осмысленности своих действий.