Людмила Шаволина
«Игра». Особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Познание»
Особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста.
Игра – ведущая деятельность младшего дошкольника, в которой формируется его личность. В игре ребёнка отражаются различные события, полученные им в детском саду и семье, при общении с разными людьми. Игра позволяет малышу ознакомиться со многими свойствами и качествами окружающих его предметов : подражать взрослым членам семьи в поступках, речи, мимике, жестах и трудовых действиях. Играя, малыш как бы ставит себя в положении того взрослого, которому подражает. В роли взрослого, которому подражает. Многократно повторяя один и тот же немудреный сюжет (например, кормление куклы, ребёнок закрепляет формы поведения и отношений между близкими, приобретает первые трудовые навыки. В игровой роли он подражает не только действиям, но и отношениям, чувствам, переживаниям взрослых.
Публикация «„Игра“, Особенности развития предметной деятельности детей раннего возраста» размещена в разделах
Всё это происходит в том случае, если игры младшего дошкольника находятся под наблюдением взрослого. Если не руководить игрой малыша с ранних лет, то у четырёхлетнего ребёнка будет отсутствовать умение играть как самостоятельно, так и с партнёром. Игры таких детей часто сводятся к бесцельному катанию машины или ухаживанию куклы. Не находя игрушкам другого применения дети быстро бросают игру, требуют новых игрушек. В младшем дошкольном возрасте игра становится в том случае средством развития и воспитания, если построена на содержательном общении взрослых (педагога, родителей и т. д.) с ребёнком. В играх с близкими, а затем и в самостоятельной игре ребёнка реализуется его нравственный опыт, накопленный в детском саду и семье.
Играя с ребёнком, помните, что подавлять инициативу малыша нельзя, играйте с ним на равных, осторожно направляйте ход игры.
В игре дошкольник видит один и тот же предмет с разных позиций (камушек – это мел, хлеб, сахар и т. д., сам принимает разные роли. Младшие дошкольники, как правило, играют в одиночку, в своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетные речевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни. Постепенно игры становятся совместными. Главное в них – не повторение поведения взрослых, а имитация определённых отношений между людьми. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские игры имеют различные темы, с которыми ребёнок хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре, могут быть семейные (мама, папа, дедушка, сын и т. д., профессиональные (врач, повар и т. д.) или сказочные (козлик, змей, заяц). Исполнителями ролей могут быть люди (взрослые или дети) или заменяющие их игрушки, например, куклы.
Для того чтобы игра действительно увлекла детей и лично затронула каждого из них, взрослый должен стать её непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми взрослый вовлекает их в совместную деятельность, делает её важной и значимой для них. Он становится как бы центром притяжения в игре. Это очень важно на первых этапах знакомства с новой игрой, особенно для младших дошкольников. В то же время взрослый организует игру и направляет её – он помогает детям преодолевать затруднения, одобряет их хорошие поступки и достижения, поощряет соблюдение правил и отмечает ошибки некоторых детей. Совмещение взрослым двух разных ролей – участника и организатора – важная отличительная особенность развивающей игры.
Важным педагогическим условием, способствующим нравственному воспитанию детей, является подбор игрушек. Игрушка наталкивает малыша на тему игры, рождает игровые связи, жизненные ситуации, вызывает вопросы, размышления. Иногда простая коробка из-под обуви бывает ребёнку важнее дорогостоящей машины. С ней можно действовать по-разному: возить строительный материал (например, кубики); превратить в кровать для больного мишки или коляску для его прогулки и т. п. В игровом хозяйстве ребёнка должны быть разные игрушки без деления их на «мальчишечьи» и «девчоночьи».
Важны и образные, и двигательные, и дидактические (обучающие) игрушки. Чем разнообразнее виды игрушек у малыша, тем разнообразнее его игры. Но разнообразие вид игрушек не означает их обилие. Достаточно иметь 2-3 игрушки одного вида. Когда у малыша много одинаковых игрушек (кукол, отличающихся лишь размерами, машин разных марок, ограничивается его игровой опыт, интересы, а следовательно, и развитие.
Очень важно не только правильно выбрать игру, но и хорошо её провести. Предварительно воспитатель должен подготовить необходимый игровой материал, внимательно прочитать и осмыслить рекомендации, понять психологические особенности игры и её воспитательное значение. Нужно мысленно представить весь ход игры : как заинтересовать детей, как объяснить им правила и действия, кого выбрать на первые роли, как предотвратить возможные затруднения.
Во время игры все её участники: и те, кто выполняет ответственные роли, и те, кто только следит за действиями партнёров, дожидаясь своей очереди, должны быть активными. Это является необходимым условием развивающего и воспитательного успеха игры.