Ольга Воропаева
Игра в системе дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное образование выступает правом каждого ребенка, которое реализуется соответствующими подготовительными учреждениями, однако может осуществляться родителями самостоятельно в бытовых условиях. Как показывает статистика, в России порядка трети семей не имеют возможности воспитывать ребенка в государственных подготовительных организациях. Поэтому дошкольное образование в нашей стране выступает одной из первоочередных задач молодежной политики.
Публикация «Игра в системе дошкольного образования» размещена в разделах
Впервые в российской истории разработан Федеральный государственный стандарт дошкольного образования в соответствии с требованиями вступающего в силу 1 сентября 2013 году федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который не только расширяет образовательные свободы и услуги, но и требует постоянного повышения профессионализма педагогов ДОУ в создании образовательной среды для развития личности.
Педагогу дошкольного образования необходимо оперативно и адекватно реагировать на происходящие изменения в образовании, уметь работать в команде единомышленников, а это все участники образовательного процесса, грамотно и качественно работать с детьми и родителями в современных условиях, осуществлять отбор содержания, реализовывать его, сверяя с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации» и ФГОС.
Дети дошкольного возраста большую часть времени проводят за играми. Порой взрослым кажется, что играя, дети тратят время на бесполезные занятия, ведь игра воспринимается как праздное времяпрепровождение и баловство. На самом деле игра является ведущей деятельностью для дошкольников. Это означает, что именно игра необходима для развития детей этого возраста.
Игра является первой доступной для дошкольника формой деятельности, предполагающая сознательное воспитание и усовершенствование новых действий.
Игра – это действия в условных, выдуманных обстоятельствах. Служит она для усвоения того или иного материала как в практической, так и в условной форме. Можно сказать, мнимая ситуация. Игры для детей крайне важны. Они являются основным инструментом обучения. И изучения окружающего мира в том числе. В процессе игры ребёнок развивается физически, психически и личностно.
Многие ученые пытались дать определение понятию «игра». В современной педагогике игра понимается как педагогическая технология, включающая обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса, помогающих значительно активизировать учебный процесс, сделать его захватывающим и интересным.
По нашему мнению, игра – это особый вид деятельности, который направлен на усвоение культурно-исторического опыта человечества.
Игра заключается в моделировании детьми взрослых отношений в воображаемых ситуациях; основная единица этой игры, являющейся важнейшим источником развития сознания и поведения ребенка, – роль.
В целом игра человека, как деятельность в условных ситуациях, направлена на воссоздание и усвоение общественного опыта, обучение способам осуществления предметных действий, овладение предметами науки и культуры.
Цель игры состоит в создании условий для успешного воспитания, обучения и развитие всесторонней личности.
Игровая деятельность должна сопровождать даже самый легкий процесс обучения ребенка. И в то же время любая игра, не важно, индивидуальная она или групповая, подвижная или спокойная, ролевая или проводится на словах, является для него и развивающей. Родители и воспитатели должны лишь определить, какие способности и навыки развивают те или иные игры. И уже, исходя из этого, несложно будет подобрать дидактический материал, помогающий закрепить эти навыки.
Считается, что игровая деятельность, направленная на развитие, обязательно должна сопровождаться участием взрослого, планироваться им заранее. Однако как раз спонтанная игра
приносит гораздо больше пользы ребенку. Очень важна для развития та игровая деятельность дошкольников, к которой они приступают по собственной инициативе, самостоятельно или вместе со сверстниками. Так ребенок может сам понаблюдать, сделать выводы, применить умения и навыки на практике.
Игра помогает в раскрытии творческих способностей малыша, стимулирует его фантазию. Когда он общается со сверстниками без вмешательства взрослых, то одновременно постигает непростые для него правила детской субкультуры, приобретает неоценимые навыки жизни в социуме.
В настоящий момент разработано множество разнообразных игр, поэтому возникла необходимость их классифицировать.
Классификация игр в системе педагогического процесса зависит, в первую очередь, от тех целей, которые педагог стремится достигнуть, и реальных результатов, полученных при их применении.
Например, выделяют различные виды игр: дидактические; сюжетные; ролевые; театрализованные; подвижные и др.
Старших дошкольников привлекают, в основном, именно ролевые игры. Особенностью этих игр является то, что в них можно использовать одни предметы в качестве заменителей других, а также проигрывать разнообразные роли.
Также важно характеристикой становится то, что для детей важнее сам процесс игры, нежели ее результат. По мере взросления они отдают предпочтение тем или иным игровым ситуациям:
- младший дошкольный возраст – бытовые тематики;
- средний
дошкольный возраст – больший интерес вызывают производственные обстоятельства;
-старший дошкольный возраст – увлечения общественно-политическими сценариями, которые часто переплетены с сюжетами любимых фильмов или книг.
Развитие игровой деятельности дошкольников показывает видимый прогресс по мере перехода детей их одной возрастной группы в другую.
Постоянно изучать детскую игру необходимо, поскольку она имеет огромное значение для развития ребёнка. И поэтому в связи с изменением общества происходит изменение детской игры.
И в заключении хотелось бы отметить, что игра в дошкольной сфере занимает достаточно важное место. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики.
С помощью детской игры приучают детей жить и работать в коллективе, считаться с интересами товарищей, приходить им на выручку, соблюдать установленные правила, выполнять требования дисциплины. Использование детских игр в дошкольном образовании в современном обществе – явление не только закономерное, но и необходимое. Также лучшее средство развить творчество ребенка – это поддержка ее усилий и одобрения достижений в процессе игровой деятельности.
К сожалению, в последнее время настоящая детская игра вытесняется обучением в игровой форме или компьютерными играми. Нужно понимать, но ни та, ни другая деятельность не является, в сущности, той игрой, которая так много даёт для развития ребёнка. Конечно, настоящие и «качественные» детские игры не всегда удобны для взрослых. Однако ограничивать ребёнка в его фантазии и играх не стоит, ведь правильно говорят, что всему своё время, а детство – это время
игры. Ребёнок, которому дали вволю наиграться, будет лучше готов к переходу на новую ступеньку своего развития.