Наталья Ялозницкая
Игра в детском возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Ни для кого не секрет, что игра имеет важное значение в жизни ребенка, можно сказать больше, что каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет.
Помимо всего разнообразия все игры имеют два общих признака. Во-первых, всякая игра направлена на сам процесс игры, а не на достижение какого-то практически значимого результата. Во-вторых, в игре план воображаемый преобладает над реальным. И игровые действия осуществляются не по логике объективных значений, вовлеченных а игру вещей, а по логике того игрового смысла, который получают в воображаемой ситуации.
Публикация «Игра в детском возрасте» размещена в разделах
Поэтому манипулирования младенца с погремушкой нельзя назвать игрой, ибо погремушка в руках младенца не имеет никакого особого игрового смысла.
В игре же ребенок создает мнимую ситуацию. Такая мнимая ситуация создается впервые в традиционных "ладушка", "козе" или "прятках" когда ребенок просто закрывает ладошками глаза, а взрослый с подчеркнуой интонацией крайнего удивления спрашивает: "Куда девался малыш?".
Игры приносят ребенку радость. Это либо радость творчества, либо радость победы, успеха.
Важнейшим событием в процессе развития ребенка является возникновение самостоятельной игровой деятельности. Ребенок 2,5 - 3лет начинает играть сам, уже не вовлекая в эту деятельность взрослого. И первой такой игрой является предметно-режиссерская игра. Ребенок наделяет предметы, с которыми он играет, игровым смыслом. Так, например, ребенок возит по столу кубик, издавая при этом звуки работающего мотора, подает сигналы, объезжает препятствия; кубик выступает в роли автомобиля, а сам ребенок в роли режиссера постановщика этой игры.
Несколько позже возникает и другой вид игры - обрано-ролевая. В ней ребенок принимает на себя роль - он становится персонажем-образом. Игра состоит в том, что ребенок представляет себя кем угодно и чем угодно и ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту. Например, мальчик скачет на палочке, воображая себя всадником, а палочку - лошадью. В таких играх ребенок аак бы "изнутри" познает объекты окружающего мира, отождествляя себя с ними.
В следующем виде игры, которая возникает у детей в начале дошкольного возраста, - сюжетно-ролевой игре - главными становятся человеческие роли и отношения, которые разыгрываются в ходе этих игр.
Для становления сюжетно-ролевой игры имеет большое значение широко распространенная игра детей с куклами. Ведь с куклой играть проще, чем со сверстниками, ведь кукла не обижается, не бросает играть, если ей становится не интересно и с ней не нужно согласовывать свой замысел игры. В этом смысле кукла - идеальный партнер по совместной игре.
В ролевой игре с куклой ребенок должен научиться "видеть" партнера. Что делает девочка, носящая на руках свою куклу? Она осваивает поведение и чувства будущей матери. Стержнем её переживаний и действий является забота о ребенке - кукле. Родители, наблюдая за игрой девочки с куклой, в нужных случаях могут подсказать ей, что надо делать с куклой-ребенком: перепеленать, умыть, одеть и т. д.
Научившись видеть в кукле живого ребенка, требующего постоянного внимания и заботы, дошкольник овладевает главным условием совместной сюжетно-ролевой игры, где уже несколько детей разыгрывают сложные ситуации, которые они могут наблюдать в окружающей жизни (покупка и продажа товаров, посещение врача и оказание помощи больным и т. д.)
Следующий и самый сложный вид игры - игры по правилам. К ним относятся большинство настольно-печатных, подвижных, спортивно-соревновательных и других как детских, так и взрослых игр, в которые могут играть и дети. Овладение этими играми предполагает специальный подготовительный этап по усвоению правил. И этот очень важно, так как деятельность детей в это время приближается по своему характеру к принципиально новой деятельности - учебной.