Наталья Пержовская
Игра «Теремки Воскобовича». Обучение детей дошкольного возраста чтению
▼ Скачать + Заказать документы
Теремки Воскобовича
В 2012 году начала работать над темой по самообразованию: «Развитие математических представлений у детей посредствам игр В. В. Воскобовича». Выбрала игру Теремки Воскобовича, цель которой - решать логические задачи с буквами, путешествовать по лабиринтам, составлять слоги и слова, заниматься словотворчеством. В результате, процессе сложения обучения чтению превращается в занимательную игру. Это прекрасная учебная модель для подготовки детей к обучению грамоте. Теремки Воскобовича - базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок - получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте 12 кубиков, 12 теремков - очень компактная, удобная конструкция. Остановимся на двух кубиках - синем и зеленом, так называемых кубиках первого этапа обучения чтению. Цвета <синий> и <зеленый> - символы мягкости и твердости согласного звука - впоследствии для детей станут подсказкой. Что расположено на пяти гранях этих кубиков? Пары: буква и ее образ. Вот шут показывает букву А, зовут его Арлекин. Если шут представляет букву О, то его имя - Орлекин. А если У - догадались? - Урлекин. На шестой грани - подсказка, где какая буква находится. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т. д. - сказочные персонажи, с которыми ребенку интересней до поры до времени, чем со знаком. Персонажи, цвет кубиков, теремков, буквы, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и многое другое - все это игровые моменты, изначально заложенные в <Теремках>. На первом этапе сначала я учила детей различать звуки, затем понимать. что буква- это «значок» звука. С помощью осязательных анализаторов (пощупать, потрогать, ощупать) в сознании ребенка складывается моторный образ буквы. На втором этапе дети учились слитно произносить гласные и согласные буквы в слоге. Третий этап. На этом этапе я с детьми играла в различные словесные игры, составляли из кубиков простые слова, меняя в них буквы, слоги, приставки, суффиксы, придумывали по аналогии забавные несущественные слова. Словом, творили, придумывали, пробовали и незаметно готовиться к настоящему чтению. В играх с «Кубиками Воскобовича» совершенствуются процессы внимания, памяти, мышления, расширяется словарный запас. Ребенок узнает значение нескольких слов, постигает в процессе игры алгоритм словообразования, придумывает новые слова, знакомится с орфографическими исключениями родного языка. К подготовительной группе на последнем этапе дети уже с лёгкостью различают гласные и согласные буквы. Практически все составляют из букв слоги, затем слова и начали читать небольшие тексты. С помощью этой игры я заметила, что дети стали более внимательными, усидчивыми, и словарный запас их расширился. Уникальная конструкция, оптимальный набор букв, наглядность, образность, простота "конструирования" слогов и слов превращает эту игру в "долгоиграющий восторг".Если игра нравится ребёнку и служит материалом для проявления творчества, то малыш может заниматься ей, когда захочет. В самостоятельных играх тренируется умение, совершенствуется ручная умелость и интеллект, и самое главное, появляется неограниченная возможность придумывать и творить.