Оксана Махота
Игра с песком как метод терапии
▼ Скачать + Заказать документы
При работе с детьми чаще всего используется такой вид игровой терапии, как песочная терапия, или игра с песком. Это один из психокоррекционных, развивающих методов, направленных на разрешение личностных проблем через работу с образами личного и коллективного бессознательного.
Эти образы проявляются в символической форме в процессе создания творческого продукта — композиции из фигурок, построенной на специальном подносе (ящике) с песком, подобно тому, как они проявляются в сновидениях или при использовании техники активного воображения.
Публикация «Игра с песком как метод терапии» размещена в разделах
Метод построен на сочетании невербальной (процесс построения композиции) и вербальной (рассказ о готовой композиции, сочинение истории или сказки, раскрывающей смысл композиции) экспрессии детей.
Песочная терапия позволяет ребенку использовать свой бессознательный материал и выводить его на сознательный уровень. Задача психолога — способствовать этому процессу.
В ходе песочной терапии ребенку предоставляется возможность выбрать любые предметы из огромного количества и расположить их на подносе с песком, создавая тем самым своеобразный трехмерный коллаж или ассамбляж.
Создавая композицию, ребенок глубоко погружается в процесс творчества, и это напоминает работу художника или процесс создания ритуальных изделий. Включение в песочную композицию разнообразных объектов порой придает ей сходство с «магическими» изображениями. При восприятии находящихся в песочнице предметов необходимо учитывать физические свойства материалов, из которых они изготовлены, поскольку они дополняют психологическое значение самих предметов.
В течение всего курса песочной терапии психолог должен следовать за ребенком и не делать интерпретации, даже когда необходимо принять на себя роль фасилитатора. (Фасилитатор — это человек, который ведет беседу группы и выступает в роли проводника. Его задача — сделать так, чтобы беседа прошла максимально эффективно). Роль арт-терапевта — быть свидетелем, соблюдать права ребенка и с уважением относиться к его трудностям. Арт-терапевт создает безопасное, защищенное место и поддерживает у ребенка чувство безопасности.
Хотя большинство специалистов отводят на песочную сессию 50 минут, лучше планировать 1,5 часа. Расширенная во времени процедура позволяет ребенку спокойно строить и осознавать.