Елена Дьячкова
«Ярмарка». Развлечение для детей подготовительной группы в рамках образовательной деятельности «Народная культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: продолжать развивать интерес детей к народному декоративно – прикладному искусству.
Программное содержание. Развивать умение ориентироваться в накопленной информации, формулировать свои вопросы, разбираться в особенностях Хохломской, Городецкой и Гжельской росписи, прослеживать взаимосвязь промыслов с народными обычаями;
Публикация «„Ярмарка“, Развлечение для детей подготовительной группы в рамках образовательной деятельности „Народная культура и традиции“» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Подготовительная группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Ярмарка. Фольклорные развлечения
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» январь 2014
Способствовать развитию эстетического вкуса, формированию восприятия прекрасного. Закреплять знания детей о характерных особенностях разных видов росписи, используя разнообразные приёмы работы кистью в изображении знакомых элементов.
Оборудование. Предметы народно – прикладного искусства (хохломские, гжельские, городецкие и т. д.);русские народные костюмы; музыкальные народные инструменты; оформляется уголок деревенской избы.
Предварительная работа. Знакомство с устным народным творчеством, музыкальным фольклором, народными промыслами, культурой и традициями русского народа. Заучивание стихов, потешек, песенок, пословиц и поговорок.
Ход игры.
Ведущий. Дети, вы когда - нибудь были на ярмарке? Как вы думаете, что это такое?
Ответы детей.
Ведущий. Ярмарка – это большой праздничный базар, на котором продают все, что сделано своими руками. Там не только покупают разные товары, но и смотрят представления веселых скоморохов, бродячих музыкантов и играют в народные игры. А вы хотели бы побывать на ярмарке?
Под песню «Коробейник» входит коробейник. В руках у него короб с разными украшениями, лентами, кепками, корнами.
Ведущий Кто ты добрый молодец? Куда путь держишь?
Коробейник Я- коробейник
Раздайся народ коробейник идет
С товарами разными, лентами красными
Да игрушками забавными.
Ведущий А можно мы к тебе в короб заглянем?
Коробейник Загляните, посмотрите сколько у меня товара разного Разбирайте, наряжайтесь
Дети наряжаются в сарафаны, рубахи. Одевают кепки, кокошники, лены, бусы. Ведущий одевает костюм скомороха.
Коробейник. Приглашаю вас на ярмарку.
Солнце яркое встает, спешит на ярмарку народ.
А на ярмарке товары – продаются самовары.
Покупают люди сушки, разноцветные игрушки.
Коробейник. Все товары распродал пойду за другими.
Выбираются дети продавцы.
Скоморох обращается к продавцам. На ярмарке много товаров на любой вкус и каждому мастеру хочется свой товар продать. Чтобы привлечь свой покупателей продавцы кричат заклички, созывая народ.
Дети – продавцы занимают свои места за прилавками. Остальные идут со скоморохом.
Скоморох. А мы с вами пойдем гулять по ярмарке. Я вас буду по ярмарке водить и веселить. Остальные дети идут со скоморохом под песню
В. Леонтьева «Ярмарки- краски».
Продавец 1.(продает гжельскую посуду и сувениры)
Налетайте- налетайте – покупайте, покупайте.
Фарфоровые чайники, подсвечники,часы
Животные и птицы невиданной красы.
Покупатель у продавца спрашивает
Сине- белая посуда расскажи- ка ты откуда?
Видно издали пришла и цветами расцвела,
голубыми синими, нежными красивыми.
Продавец отвечает.
В тихом Подмосковье речка Гжелка бежит,
Вдоль этой речки деревенька стоит.
Заросли ивы вдоль речки бегут, умельцы в той деревеньке живут.
Дети покупают товары и относят в дом.
Продавец 2. Продает городецкие изделия,подзывает к себе.
Эй,честные господа к нам пожалуйте сюда
На мой товар полюбуйтесь, только на торгуйтесь.
Из липы доски сделаны и прялки и лошадки,
Цветами разрисованы как будто полушалки.
Дети продают и покупают товар.
Скоморох. Городецкий конь бежит, вся земля под ним дрожит.
Птицы яркие летают и кувшинки расцветают,
Распускаются букеты ярко красками горя,
Чудо птицы там порхают, будто в сказку нас маня.
Скоморох предлагает детям присесть на ковер и послушать сказку.
Расписывает мастерица деревянное блюдо, а сама будто сказку рассказывает.
Давайте придумаем сказку «Про городецкого коня». Пусть в ней будет чудо – конь, волшебная птица, мастер – умелец и его невеста. У меня есть начало сказки, а вы придумаете конец.
Сказка.
Давным – давно на берегу Волги в Городце жил один мастер. Лучше всех он делала изделия из дерева. И была у него невеста – красавица. Она тоже была мастерица: уела рисовать красивые узоры на деревянных блюдах, досках, прялках. Работали мастер и невеста радостно, весело и изделия у них получались радостные, светлые. Они согревали людям душу и веселили их. Но вот однажды нависла над городом беда. Подступили к городу со всех сторон враги, хотели захватить его. Враги окружили непокорный город, чтобы все жители умерли без воды и пищи. Стали жители думать,как им быть. Нужно за подмогой послать. Да как из города выбраться. Враги за всеми выходам следят. И тогда мастер вызвался идти за подмогой, потому что был у него конь – вороной, быстрый как ветер.
Далее детям предлагается придумать окончание сказки. можно предложить следующий план:
1. Как смог вороной конь проскакать через вражеские войска?
2. как помогли мастеру его невеста и волшебная птица?
3. Пришла ли помощь жителям Городца?
4. Как отблагодарили жители коня и птицу?
Скоморох. Какая же ярмарка без веселья? Выходите добры молодцы и красны девицы на зеленую поляну. Не хотите ли поиграть – свою удаль показать?
Подвижная игра «Карусель»
Карусель, карусель ты кружи побыстрей.
Закружили, колесо у карусели
Весело,весело всем нам ехать весело.
Продолжается торговля
Продавец3.(продает хохломские изделия)
А теперь на мой товар полюбуйтесь только не торгуйтесь.
Ложки золоченые, узоры крученые
Налетайте, налетайте
Покупайте, покупайте.
Дети покупают изделия из хохломы.
В это время часть детей играю в дом, устраивают там чаепитие.
Скоморох. У нас на ярмарке выступают красны – девицы с веселыми частушками.
• Бабка деда до обеда заставляла рисовать
Ведь в красивую посуду щи приятно наливать.
• Все листочки как листочки здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди называют хохломой.
• Хохлома, да хохлома разукрашу все дома.
Петуха да курицу, а потом всю улицу.
Скоморох. Вы только взгляните – вся наша жизнь дела наших рук. Да, ребята. Русские мастера умели трудиться и в свою работу они вкладывали всю душу, поэтому изделия получались такими красивыми и радовали глаз.
Про упорный труд народ сложил свои пословицы и поговорки. А давайте устроим веселое соревнование «Кто больше назовет пословиц и поговорок о труде? За каждую пословицу дети получают символические баранки или конфетки.
Скоморох. К нам на ярмарку приехали бродячие музыканты. Группа детей под песню «АХ, вы сени мои сени» играют на разных музыкальных инструментах (ложки, трещетки, треугольник и другие)
Скоморох. Русский народ богат своей любовью к родной земле, к детям своим. Вот для них, для ребятишек и придумывали мастера всякие игрушки и забавы. Делали их из разных материалов : из глины, из дерева, из ткани. Больше всего любили делать забавные фигурки животных и птиц. Фигурки коней и птиц имеют в русской культуре особое значение – им отводилась роль оберега – покровителя. Конь, в славянском фольклере – символ труда, моральной чистоты, доблести в ратном деле. Белый конь повсюду побеждает зло и оберегает человека от темных ил.
Скоморох предлагает пройти снова по ярмарке. Подходят к четвертому продавцу. Он стоит печальный.
Скоморох. Почему ты стоишь печальный и откуда ты приехал?
Продавец 4. Я приехал на ярмарку из Дымково
Дым идет из труб столбом, точно в дымке все кругом.
Голубые дали и село большое «Дымково «назвали
И лепили там из глины все игрушки не простые, а волшебно – расписные.
Белоснежны как березки – кружочки, клеточки, полоски
Простой казалось бы узор, но отвести не в силах взор.
Скоморох. Что же за беда у тебя приключилась?
Продавец. Ехал я по дороге на ярмарку да напали на меня злые разбойники и забрали весь товар. Я бы его продал да детишкам накупил вкусностей разных.
Скоморох. Как же помочь этому мастеру?
Входит коробейник.
Коробейник. Не расстраивайтесь. У меня в коробе много не расписанных игрушек.
Скоморох. А наши дети тоже умелые мастера и помогут расписать игрушки
Дети (по желанию) садятся за столы и расписывают заранее слепленные игрушки по дымковским мотивам. Расписанные игрушки ставятся на стол продавца.
Скоморох. Спасибо вам дети за ваши сердца добрые да руки золотые.
Игра может продолжаться дальше.