Елена Киняева
Игра-радость движения
▼ Скачать + Заказать документы
В детстве ребенку свойственно неутомимое желание играть. Подвижная игра составляет обширный, многообразный и вполне самостоятельный мир ребенка. Немецкий поэт И. Ф. Шиллер писал: «Человек играет тогда, когда он в полном значении слова человек, и он бывает вполне человеком лишь тогда, когда играет». Голландский историк культуры Йохан Хёйзинга называет современного человека «гомо луденс» — «человек играющий».
Публикация «Игра-радость движения» размещена в разделах
Через всю человеческую жизнь проходит игра, от своеобразного символа младенчества – погремушки – до более поздних игр в мяч. В игре ребенок проходит тот путь, который совершило человечество от первобытного до современного состояния.
Огромное значение игре придавал А. С. Макаренко. Он говорил: «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание и обучение будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».
В соответствии с Федеральными государственными требованиями основ-ной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. В нашем детском саду созданы условия для наиболее полного раскрытия возрастных возможностей и способностей каждого ребенка. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют нам интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Интегрированный подход дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка.
Именно в подвижные игры дети любого возраста с удовольствием иг-рают. Но подвижная игра – это возможность не только развития физических качеств, но и укрепления и сохранения здоровья ребенка.
Ряд исследователей обращают внимание на то, что игра как способ общения между людьми даже шире, чем речь (Ю. В. Бромлей, Ю. Г. Полольный, М. Мид и др.). Дети дошкольного возраста, принадлежащие к разным народам и не понимающие речи друг друга, без труда находят «общий язык» играя. Мир подвижной игры – это, кроме всего прочего, своеобразный музей истории культуры. Например, жителю нашей страны по собственному детству знакома игра «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!». Дети из рук в руки передают предмет, символически обозначающий огонь. Сколько лет этой игре? Она вполне могла возникнуть и в палеолите. Поскольку игра служит носителем социального аспекта – традиций, культуры, она является важнейшей формой преемственности между поколениями.
Подвижная игра – это радость творчества, она дает неповторимое ощущение раскованности и свободы, уверенности в своих силах, развивает чувство собственного достоинства, столь необходимое в будущей жизни.
Изготовление масок, атрибутов для игр, рисование мелом линии границ поля для таких игр, как «классики», «квадрат», «вышибало» и т. д., – все это направлено на художественно-эстетическое развитие детей.
Подготовка места для игры, атрибутов, уборка и мытье спортивного инвентаря развивают трудовые способности дошкольников.
Из вышесказанного вытекает целесообразная интеграция с образовательными областями: «Здоровье», «Безопасность», «Социализация», «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы», «Труд». Она обеспечивает использование двигательной деятельности для повышения умственной работоспособности детей, развитие мелкой моторики. Интеграция проявляется в возможности переноса осваиваемых ребенком двигательных навыков в другие виды деятельности ребенка, в использовании общих приемов, стимулирующих проявление самостоятельности и творческой инициативы.
Основной путь приобщения детей к физической культуре состоит в создании педагогически целесообразных условий. Решение задач физического развития осуществляется в организации этой деятельности в развивающих и образовательных ситуациях, досугах, праздниках, в процессе выполнения детских проектов, а также в свободной самостоятельной двигательной деятельности в условиях предметно-пространственной среды в специально организованных физкультурных уголках, физкультурных залах, на спортивных площадках. Наша позиция предполагает взаимодействие и сотрудничество с ребенком, которое ориентировано на развитие его познавательной активности, учет индивидуальных особенностей физической подготовленности детей, формирование у них потребности в физическом совершенствовании. Мы оснащаем и пополняем места двигательной активности физкультурными пособиями, которые интересуют детей и способствуют формированию у них разнообразных двигательных навыков, развитию физических качеств.
Согласно принципу интеграции подвижную игру мы рассматриваем как целенаправленный организованный образовательный процесс, что дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу деятельности. Примерное планирование по образовательным областям. (приложение№3)
Актуальность
Нормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движениям. Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать.
Подвижные игры больше чем другие формы физической культуры адекватны потребностям растущего организма в движении, способствуют всестороннему, гармоничному физическому и умственному развитию детей, развитию координации движения, ловкости, меткости.
Поскольку ребенок развивается в игре, игры способствуют всестороннему развитию ребенка, что особенно актуально в сфере Федеральных государственных требований.
Игры расширяют круг представлений ребенка, развивают наблюдательность, сообразительность, он познает окружающий мир, преображая его, развивая все присущие ему способности. Подвижная игра способствует развитию речи: через считалки, созывалки, слова сопровождения и т. д.
В игре дети социализируются, они учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности, приобретают умение действовать в коллективе, бороться за честь команды, группы. Игра облегчает межличностное общение. Ребенок учится договариваться, организовывать, созывать на игру, следить за выполнением правил, сопереживать, дружить, помогать друг другу.
Использование игр в работе повышает эффективность педагогического процесса, кроме того, способствует развитию памяти, мышления, оказывает огромное влияние на умственное развитие ребенка, радость игр переходит в радость учения.
Гипотеза:
использование подвижных игр в разных формах физкультурно-оздоровительной работы будет способствовать совершенствованию физических качеств дошкольников.
Цель проекта: - совершенствование физических качеств дошкольников посредством использования подвижных игр.
Задачи проекта:
1. Создание условий для сохранения физического, психического, духовного и нравственного здоровья воспитанников.
2. Пропаганда физической культуры и здорового образа жизни среди детей и родителей.
3. Воспитание чести, смелости, мужества.
4. Формирование стремления овладеть силой, ловкостью, выносливостью, быстротой, красотой движений. Проявить смекалку, выдержку, творчество, волю. Желание победить соперников.
5. Разработать систему подвижных игр, направленную на совершенствование физических качеств дошкольников.
6. Познакомить с историей зарождения игры, её применением в жизни человека.
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Центры движения в группах.
2. Тропа здоровья.
3. Методический инструментарий (конспекты игр-занятий, картотека подвижных игры, сценарии праздников и развлечений).
4. Спортивный зал.
5. Сотрудничество с ГБОУ СОШ № 3 с/п ДЮСШ №2.
6. Сотрудничество с отделом по физической культуре и спорту администрации города Чапаевска.
Предполагаемые результаты.
Для детей:
1. Потребность в здоровом образе жизни, физическое развитие, стремление к совершенствованию, отношение к физическому здоровью как к важной личной и общественной ценности.
2. Потребность в систематических занятиях спортом, способствующих воспитанию физических качеств личности.
Для педагогов:
1. Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
2. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах физического развития.
Вывод:
Неоспоримо, игровая деятельность занимает не последнюю роль в воспитательном процессе. Сочетание элементов игры и воспитания во многом помогли педагогам в процессе передачи необходимой информации детям.
Мы разработали систему подвижных игр, направленную на совершенствование физических качеств дошкольников.
Познакомили детей с историей зарождения игры, её применением в жизни человека.
Гипотеза, поставленная нами в начале проекта: использование подвижных игр в разных формах физкультурно-оздоровительной работы будет способствовать совершенствованию физических качеств дошкольников, - подтвердилась. Подвижные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
В ходе проекта установлено положительное влияние занятий подвижными играми на развитие и совершенствование физических качеств дошкольника.
Список литературы:
1. Шишкина В. А. «Движение + движения». Книга для воспитателя детского сада. М. : «Просвещение», 1992г., 96с.
2. Степаненкова Э. Методика физического воспитания. М. : 2005г.
3. Фролов В. Г. «Физкультурные занятия, игры и упражнения на прогулке». М. : «Просвещение», 1986г. 159с.
4. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М. : 1983г.
5. Вавилова, Е. Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е. Н. Вавилова. – М. : Просвещение, 1981.
6. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста. М. : 2005г.
7. Давыдов В. Ю. и др. Влияние физических упражнений различной направленности на организм детей дошкольного возраста / Физическое воспитание дошкольников: Сб. науч. тр. обл. науч. -практ. семинара по физ. восп. детей дошк. учреждений (20-23 ноября 1991г.).- Волгоград, 1993, с. 13-28.
8. Физическая культура //Научно-методический журнал. М. : 2003г., №1.
9. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез. 2007. – 240 с.
10. Глазырина, Л. Д. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста / Л. Д. Глазырина, В. А. Овсянкин. - М. : Владос, 2000.
11. Шебеко, В. Н. Физическое воспитание дошкольников / В. Н. Шебеко и др. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 176 с.
12. Оценка физической подготовленности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения / Е. А. Сагайдачная, Т. Л. Богина, Т. С. Яковлева// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2007. - №3. - С. 16-28.