ирина бондаренко
Игра-путешествие «В цирке»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Согласный звук [М]( [М,], БУКВА «М». Звуковой анализ слова «малыш».
Цель: учить выделять первый согласный звук в слове ; познакомить с буквой Мм; совершенствовать умение детей рассуждать, чётко выражая свои мысли; упражнять в проведении звукового анализа слова («малыш»); закреплять умения делить слова на слоги; составлять предложения и записывать их графически; прививать правила культурного поведения.
Публикация «Игра-путешествие „В цирке“» размещена в разделах
- Цирк. Занятия и сценарии на цирковую тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
Оборудование: рисунки артистов цирка, сделанные из картона, которые вывешиваются в ходе игры (зебра, мишка на велосипеде, слонёнок, тюлень с мячом, маг, матрёшки), карточка с изображением буквы «М»(шрифт чёрный, картинка - схема слова «малыш», конверты с фишками (красного, синего и зелёного цвета, фасоль.
Активизация словаря: купол, чудак, лабиринт, арена, жонглёр.
Ход занятия – игры.
1. Организационный момент.
- Ребята, нас пригласили в гости. А куда, вы узнаете, отгадав загадку.
В середине – волшебство:
Там чудак зайчишку вынул
Из кармана своего.
Там под купол танцовщица
Улетела, как синица.
Там собачки танцевали.
Вы, конечно, там бывали.
(цирк)
У каждого из вас есть входной билет. Входим рядами. (У первого ряда билеты с буквами А, О, И. У второго ряда билеты с буквами Э,ы,У.)
-Посмотрите внимательно и скажите,какие буквы изображены на билетах и какие звуки они обозначают?
- Почему вы, решили, что это гласные звуки?
-Чем отличается звук от буквы?
- Молодцы! Задание выполнили правильно. Рассаживайтесь по удобнее, соблюдая правила культурного поведения.
Представление началось!
- Встречайте Зебру! (Дети хлопают в ладоши).
-Где вы её могли видеть?
(На проезжей части дороги – указатель перехода для пешеходов.)
- Почему пешеходную дорожку называют зеброй? (Своё название эта разметка получила за сходство с окраской экзотического животного).
Для чего нужна такая разметка (Для контраста)
Зебра нам предлагает познакомиться с одной очень интересной девочкой Машей. – Давайте послушаем историю и поиграем вместе с ней.
Жила- была Маша. Каждый день она придумывала для себя разные игры. Сегодня Маша проснулась и подумала: «Какой первый звук услышу, с ним и буду дружить целый день». Маша подошла к окну и увидела корову и кошку. Они сидели напротив друг друга и разговаривали. Корова мычала: «Му-у-у!» А кошка отвечала: «Мяу!»
- Какой первый звук в песенке коровы? (Звук [м].) Какой первый звук в песенке кошки? ([мь].)
Маша улыбнулась: «Значит, я сегодня играю и дружу со звуками [м-мь]». Маша пошла на кухню, где мама готовила завтрак. Она сказала маме; «Ты в моей игре самая главная, потому что в твоём слове есть сразу два звука».
- Какие два звука имела ввиду Маша (Звук[м. ]) Где в слове мама слышен звук [м]? (В начале и середине слова.)
Маша вышла в сад. Она хотела нарвать букет цветов со звуками [м-мь]. На клумбе росли цветы: ирисы,маки, пионы.
-Как вы думаете, какие цветы Маша сорвала? (Маки.) Почему?
Маша вернулась с букетом маков. Поставила их в вазу. А на столе уже стояла манная каша и молоко. Маша засмеялась: «Мамочка, какая ты молодец! Ты помогаешь мне в моей игре».
Почему так сказала Маша (В словах манная, молоко – первый звук [м].)
После завтрака Маша пошла в огород. Надо помочь маме приготовить обед. Маша сорвала морковь для супа, малину для компота.
-Какой первый звук в словах морковь и малина? (Звук[м].)
Придя с огорода, Маша увидела, что на столе лежали макароны и мясо. догадливая девочка поняла, что мама будет готовить макароны по- флотски.
-Какие звуки, слышны в начале слов макароны, мясо? (Звуки[м-мь].)
К обеду приехал папа. Увидев дочку, папа спросил: «В какую новую игру играешь, Машенька?»
«Я играю в слова со звуками [м-мь]», - ответила Маша.
«Пока мама накрывает на стол, я с тобой поиграю,- сказал папа, посадил Машу на колени и стал загадывать ей загадки, - ехал я полем и увидел вот кого со звуком [м] в названии:
Маленькие зверьки,
Серенькие шубки,
Длинные хвосты,
Чёрненькие глазки,
Остренькие зубки. Кто это?»
(Мышки.)
- Маша подумала и отгадала. А вы отгадали, кого увидел Машин папа?
«Я привёз тебе игрушку. Угадаешь - будет твоя:
Бьют его рукой и палкой-
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут».
(Мяч.)
- Эту загадку Маша отгадала сразу. А вы, дети?
Дети вместе с воспитателем сравнивают звуки[м-мь] в словах мышь и мяч. Определяют, что в первом слове звук произносится твёрдо, во втором произносится- мягко и этот звук согласный, так как при произнесении этого звука во рту встречаются преграды.
Вывод : как видим из примеров, согласные звуки бывают твёрдыми и мягкими. Звуки [м-мь]- согласные, могут мягкими и твёрдыми.
Задания мы выполнили правильно, значит мы можем перейти с вами дорогу тоже правильно, так как мы с вами знаем правила перехода дороги.
- Молодцы!
На арену цирка выезжает косолапый Мишка.
- Говорят - «косолапый медведь» А как он умеет педали вертеть! Помогите Мишутке проехать по звуковому лабиринту.
Игра «Камень-вата»
-Ребята, я сейчас буду вам читать стихотворение, а вы внимательно слушайте. Поднимите синюю фишку, если в конце строки стихотворения услышите твёрдый согласный [м]. Зелёную фишку покажите, если услышите мягкий звук [мь].
На полу скребётся мышка.
Спит в берлоге бурый мишка.
Этот мишка очень мил,
Только лапы он не мыл.
Убежала в норку мышка.
Спать залёг в берлогу мишка.
Мальчик мал, но очень мил
Он водичкой руки мыл.
- Молодцы! Поздравьте Мишутку с успешным выступлением. (Дети хлопают в ладоши)
- А сейчас нас приветствуют матрёшки.
Физкультминутка «Матрёшки
Мы весёлые матрёшки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки.
Мы похожи, словно сёстры,
Ладушки, ладушки.
- На арене цирка выступает слонёнок. Он лопоухий, смешной, хочет подружиться с детворой. Он подружится с вами, ребята, если вы справитесь с его заданием.
Слонёнок просит вас выполнить звуковой анализ слова «Малыш».
«Мммалыш» - первый звук [м]. При произнесении этого звука во рту встречается преграда –он произносится при помощи губ. Это согласный звук. Он произносится твёрдо, обозначаем его синей фишкой.
«мааалыш»- второй звук[а]. Это гласный звук, на схеме он обозначается красной фишкой.
«малллыш» - третий звук [л. ] Это согласный звук, так как произносить его мешает язычок. Он произносится твёрдо, на схеме обозначим его синей фишкой.
«малыыыш»- четвёртый звук [ы]. Это гласный звук, на схеме обозначим его красной фишкой.
«малышшш» - пятый звук [ш].Это согласный звук, при произнесении его во рту встречаются преграды. Он произносится твёрдо. На схеме обозначим его синей фишкой.
- Сколько всего звуков в слове? (Пять.)
- Сколько согласных звуков? (Три.) Назовите их.
- Сколько гласных звуков? (Два) .Назовите их.
- Сколько в слове слогов? Определите. (Два.)
Вывод : сколько гласных звуков, столько и слогов.
- Составьте со словом «малыш» предложение и запишите его схематично.
- Молодцы, дети! Вы правильно выполнили звуковой анализ слова, составили красивые предложения и записали их схематично. И теперь у вас есть новый друг – добрый смешной слонёнок.
А сейчас на арену цирка выходит знаменитый Маг!
- Я узнал, - говорит он, что вы ходите в детский сад в подготовительную группу и очень хорошо занимаетесь. Как вы думаете звук [м] имеет свой знак- букву? А звук [мь] имеет свою букву? Я вам сейчас раскрою секрет нашего языка: в русском языке твёрдые и мягкие звуки обозначаются одной буквой. Сейчас я вам покажу букву, которая обозначает звуки [м] и[мь]
Где метро, там буква М.
Хорошо известно всем.
Рассматриваются элементы буквы, буква прописывается в воздухе.
- Ребята, давайте пропишем букву М в воздухе (поворачиваюсь спиной к детям и вместе с детьми прописываем букву в воздухе, комментируя наши движения).
- А сейчас выложите букву М из фасоли. (Дети выкладывают букву из фасоли, перечисляя элементы буквы М).
- Вот перед вами тюлень- жонглёр. Он считает себя самым ловким из всех. Скромно ли это? (Нет).
- А действительно ли он так ловок? Давайте проверим.
- Ребята, тюлень говорит, что в слове «малыш» звук [м]- мягкий? (Нет, он не прав в этом слове звук [м ] произносится твёрдо значит он обозначает твёрдый звук [м]).
В слове «мишка», звук [мь]- мягкий. (Да, в этом слове звук [мь] произносится мягко - тюлень прав.
А ещё он говорит, что звуки [м]и [мь] обозначаются двумя буквами Эм и Эмь. ( Нет : в русском языке твёрдые и мягкие звуки обозначаются одной буквой М (Эм).
- Тюлень ещё утверждает, что звуки [м]и[мь]- гласные. (Нет - это звуки согласные, так как при произнесении этих звуков во рту встречается преграда –он произносится при помощи губ.)
- Самый ли ловкий тюлень? (Нет).
- Сколько раз он ронял мяч? (Три раза).
- Кто же оказался ловким – он или вы?
(Дети естественно скажут, мы.)
- А это скромно? (Нет не скромно).
Скромность украшает человека.
Представление подошло к концу и артисты предлагают спеть песенку. ---Давайте споём вместе с ними.
Ма-ма-ма – дома я сама.
Му- му-му – молоко кому?
Мо-мо- мо- едим эскимо!
Мы-мы-мы – подождём зимы.
Ми- ми-ми – пойте ноту «ми»!
Ребята, вы у меня молодцы! Артисты прощаются с нами и ждут нас на следующем представлении. Давайте с ними попрощаемся и поблагодарим их за задания которые они для нас приготовили.
Используемая литература:
1. В. В. Волина «Занимательное азбуковедение». Издательство: Просвещение 1991г.
2. А. В. Аджи «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада». Воронеж 2005г
3. Т. И. Гризик «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте». Москва «Просвещение» 2006г.
4. О. М. Ельцова «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте». Волгоград : Учитель 2009г.
5. Журналы «Дошкольное воспитание»