Марина Мануйкина
Игра-путешествие «По северным тропам»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: расширять знания детей о родном крае, обогащать словарный запас дошкольников, прививать уважение к людям разных национальностей, воспитывать любовь к северной природе и её обитателям.
Словарь: каслают, стойбище, чум, нарты, малица, бурки, шанежки.
Ход игры-путешествия.
Ведущая в национальном костюме встречает детей – гостей, так же в национальных костюмах. Приветствует детей на коми языке, потом переводит на русский.
Публикация «Игра-путешествие „По северным тропам“» размещена в разделах
Вед. Мы с вами отправимся в путешествие по родному краю, побываем в стойбище у оленеводов, рассмотрим национальную одежду и побываем в гостях в коми избе, угостимся дарами природы и национальной выпечкой.
Ребята. Напомните мне, пожалуйста, как называется наша малая Родина, на которой мы живем? (ЯНАО, ЯМАЛ) Рассматривание карты Ямало-Ненецкого автономного округа. Дети читают стихи о Ямале.
Аня С. Родилась я на Ямале
Край есть Северный такой
Он красив, разнообразен
Летом, осенью, зимой.
Тина. Здесь край мерзлоты и болот комаринных
Зима здесь почти круглый год.
О крае Ямальском слагают былины
Живет здесь особый народ.
Скажите мне, пожалуйста, люди, каких национальностей живут у нас на Ямале? (коми, ханты, ненцы)
Ханты, ненцы, и коми, и русский наш брат
Старший брат, как у нас говорят
Здесь живут и грядущее время творят
И сквозь время дорогу торят
Отправляемся в путешествие! Первая остановка стойбище оленеводов. Ребята оленеводы постоянно каслают - переезжают с места на место, их поселение в тундре называется –стойбищем. Жилище кочевников называется - чум. Чум делают из длинных палок и сверху покрывают оленьими шкурами. Лишних предметов в чуме нет, так как весь свой багаж они перевозят на нартах, у них только все необходимое. Детей перевозят в люльках, так же сшитых из шкур оленя и сукна.
Коренные жители занимаются оленеводством, т. е. держат оленей. Олень – это животное, которое кормит, одевает и является средством передвижения. К упряжке оленей привязывают большие деревянные сани- нарты. Нарты делают из дерева без единого гвоздя. Кроме оленеводства народы севера занимаются рыболовством и охотой, как на животных, так же и на лесные дары.
Вторая остановка (у доски) : На Ямале много рек и озер. - Какая рыба обитает в наших озерах и реках?
(Щука, муксун, нельма, осетр, сырок, пыжьян, ряпушка, налим).
- Какие животные живут в наших лесах?
(медведь, олень, белка, песец, лиса, заяц)
Педагог: Природа нашего края очень красивая и разнообразная.
- Какие ягоды мы собираем в лесу?
(чернику, бруснику, голубику, морошку, клюкву)
- Да, эти ягоды выдерживают сильные морозы и поэтому растут в нашем регионе. А так же в наших ягодах очень много различных витаминов и некоторые являются лекарственными средствами. И коренные жители Севера, когда находятся вдалеке, от городов, очень часто используют лесные дары в качестве лекарства.
Третья остановка – Национальная одежда. Посмотрите на свою одежду, мою и скажите она обычная, такая в которой мы ходим каждый день? Какие элементы одежды говорят, что она национальная? (узоры, пошив). А сейчас подойдите сюда и посмотрите, как называется вот этот предмет (малица). Что это такое и для чего? Рассматривание малицы, бурок.
И последняя остановка: «Посидим у самовара». Ребята народ коми очень гостеприимный, всегда рад гостям и на стол выставляется все самое вкусное. Сейчас я хочу вас познакомить с тем, чем обычно питаются коренные жители Ямала- это строганина из мяса и рыбы, это сладости и конечно же выпечка. Вот эти ватрушки по коми называются –шанежки и у нас даже песенка есть про них. Мы немного погодя будем угощаться чаем дарами леса, выпечкой и слушать песни коми народа. А сейчас, игра с мячом : «Что запомнил, повтори».
Скажите, вам понравилось наше путешествие? О чем вы услышали во время путешествия? Что- то нового узнали? Мне тоже очень понравилась ваша активность и внимание, спасибо вам
Дидактическая игра «Он - она» (с мячом).
1,2,3,4,5 – продолжаем мы играть.
У меня для вас игра
Под названьем «Он – она»;
И пускай играет тот,
Кто игру мою поймет.
Он – бурый медведь, она - …;
Он – тундровый волк, она - …;
Он – олень, она - важенка.
Он – заяц, она –
Она лисица, он - лис