Мария Андреевна Муратова
Игра «Найди пару» для детей 3–4 лет
Игра рассчитана на детей 3-4 лет
Цель игры : развивать мышление детей,
учить правильно находить нужную деталь,
вспомнить вместе с детьми (фрукты и овощи)
помочь детям в случаи затруднения.
Оборудование: парные картинки с овощами и фруктами, животные и предметы.
Правила игры :Опишем вкратце общую для всех игр методику. Для основного варианта игры (вариации будут зависеть от возможностей ребенка и этапа коррекционной работы) Размер и форма карточек могут быть произвольными, но практика показала, что удобнее всего классические квадратики со стороной ок. 5 сантиметров. Карточки выкладываются на игральную поверхность изнаночными рубашками вверх, перемешиваются и раскладываются рядами по шесть карточек в каждом. Ровное, параллельными рядами размещение карточек обеспечивает развитие пространственной ориентировки и более простое запоминание положения места той или иной карточки в координатной сетке. С самыми маленькими детьми или в самых тяжелых случаях патологии развития игру можно начинать с предварительного знакомства со всеми картинками и с того, чтобы начать раскладку картинками вверх, а потом уже перевернуть изнанкой. Инструкция (объясняя в первый раз, взрослый показывает, что нужно делать) : «Здесь спрятались много картинок. Мы будем искать пары. Что такое пара? Пара –это две одинаковых картинки. Например, слон и слон, кошка и кошка (можно показать). По правилам каждый делает свой ход по очереди и открывает две любые карточки. Лучше открывать их не сразу обе вместе, а одну за другой: сначала берете одну, потом другую. Открывая картинку, мы будем говорить «Я нашел.» и называть то, что нарисовано на картинке. Например, «Я нашел слона и слона. Пара». Кто нашел две одинаковых картинки, тот забирает эту пару себе. Если картинки разные, мы говорим «Я нашел слона и кошку. Не пара», и их нужно положить обратно на место, а мы все смотрим внимательно и запоминаем, какая картинка спрятана в каком месте. Выиграет тот, кто найдет больше пар».До начала игры мы договариваемся о том, какую фразу мы будем произносить каждый раз, открывая пару карточек. Ее содержание и наполнение напрямую будут зависеть от тех задач, которые стоят перед нами на сегодняшнем занятии, будь то первичное вызывание речи, автоматизация звукопроизношения, построение фразы, развитие лексики, изучение
Публикация «Игра „Найди пару“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
количества и т. д. Допустим, мы находимся на этапе автоматизации и дифференциации свистящих звуков,тогда мы договариваемся с ребенком, что будем произносить фразу «Я взял сумку и зебру», каждый раз правильно и четко произнося звуки С и З. Если перед нами стоит задача формирования и активизации глагольного словаря или построения предложения с прямым дополнением, мы берем соответствующую, заранее изготовленную, игру и ищем пары уже сюжетных картинок: «Мальчик ИДЕТ. Кошка ИДЕТ». Соответствующий открываемым изображениям вариант условленной фразы повторяется при каждом ходе. Взрослый следит за правильным и четким произнесением фразы ребенком, при необходимости поправляя и прося повторить. В случае тяжелых нарушений речи мы обязательно проговариваем слово или фразу по складам/артикулемам (согласный+гласный, уча ребенка повторять звукокомплексы по подражанию. В таких случаях время игры автоматически удлиняется, но и количество используемых карточек можно сократить вплоть до 8-10, особенно, если мы играем с самыми маленькими детьми на самых ранних этапах коррекционной работы. Для облегчения восприятия взрослый может подносить озвучиваемую карточку к своему рту, показывая ребенку одновременно и картинку, и артикуляцию. Игроков может быть от 2 (индивидуальное занятие с логопедом) до 4-5 (максимум детей, участвующих в подгрупповом логопедическом занятии + логопед, выполняющий либо функцию участника, либо ведущего и наблюдателя). Начинающий игру открывает первые любые две карточки и произносит условленную до начала игры фразу. Если открытые картинки не являются парой, они кладутся обратно на свои места изнанкой вверх, если они представляют собой пару –нашедший забирает их себе, получая право на следующий ход. И так поочередно каждый игрок открывает две карточки, пытаясь найти пары и произнося соответствующий открытым картинкам
вариант условленной фразы. Игра заканчивается, когда будут разобраны все пары.