Цыдина Татьяна
Игра на формирование классификационного навыка у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра «Да – нет» с картинками разных классификационных групп, расположенными вертикально. Для детей 5 лет.
Цель: Найти загаданную ведущим картинку, с помощью наименьшего количества вопросов, исходя из поиска изображения объектов рукотворного мира.
Правила игры: Играющие должны задавать вопросы, которые отсекали бы сразу половину объектов в ряду, для этого нужно найти картинку с изображением объектов рукотворного мира.
Оборудование: Картинки с изображением объектов природного и рукотворного мира, расположенные в ряд на доске слева направо (диван, солнце, лес, машина, рыба, тарелка, птица, шапка).
Публикация «Игра на формирование классификационного навыка у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2022
Игровое действие: Отгадать картинку с помощью сужения поля поиска карточек с изображением рукотворного мира (загадана картинка – шапка).
Вопросы на которые отвечают «да»:
- Это картинка находится слевой стороны?
- Это картинка находится справой стороны?
- Это картинка шапка?
Результат: Объект отгадан с наименьшим количеством вопросов и повторено правило: надо задавать вопросы о месте нахождения картинки с изображением объектов рукотворного мира.
Игра «Природный и рукотворный мир». Для детей 5 лет.
Цель: Закрепить умения детей классифицировать картинки природного и рукотворного мира по схеме назначения этих объектов.
Правила игры: Распределить картинки на две группы природный и рукотворный мир, определить их место назначения на схеме.
Оборудование: Карточки с изображением объектов природного (солнце, река, дерево, гриб, человек, птица) и рукотворного мира (палатка, телефон, стакан, топор, кепка, машина, схема изображения места назначения данных объектов.
Игровое действие: Взрослый предлагает детям распределить карточки на две группы: в левую сторону отложить карточки с изображением природного мира; в правую сторону карточки с изображением рукотворного мира.
Дети на схеме определяют места назначения каждой карточки из двух групп, объясняя свой выбор (дерево – относится к природному миру, она дышит, значит живая, она стоит на земле, её создала природа; машина – относится к рукотворному миру, её создал человек, она едет по земле)
Результат: Распределили карточки на природный и рукотворный мир, определили место назначения этих объектов на схеме.
Игра «Да – нет» с картинками разных классификационных групп, расположенными горизонтально. Для детей 4 лет.
Цель: Учить различать предметы живой и неживой природы наводящими вопросами.
Правила игры: Картинки разложить линейно слева направо (слева до середины картинки с изображением живого мира, а картинки начиная с середины и до конца линии с изображением неживого мира) и использовать наводящие вопросы «право-лево, середина, крайняя».
Оборудование: Картинки расположенные на столе с изображениями объектов живого и неживого мира.
Игровое действие: Взрослый задаёт наводящие вопросы на которые дети отвечают «да» показывая на картинку:
- Картинки слева относятся к живому миру?
- Картинка в середине относится к неживому миру?
- Картинки справа относится к неживому миру?
- Картинка крайняя с лева относится к живому миру?
- Картинка крайняя справа относится к неживому миру?
Результат: Различили предметы живой и неживой природы, используя наводящие вопросы.
«Мир живой и неживой природы». Для детей 4 лет.
Цель: Продолжать учить различать предметы живой и неживой природы.
Правила игры: Разложить на столе картинки на две части: объекты живой и неживой природы.
Оборудование: Набор картинок с изображением различных объектов живой и неживой природы.
Игровое действие: Ведущий предлагает сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов. Называя картинку с изображением живого объекта ребёнок откладывает карточку влево, называя карточку с изображением неживого объекта, вправо. Ведущий помогает наводящими вопросами различать и объяснять, почему данная карточка относится к живому или неживому объекту (дышит – не дышит, питается – не питается, растут – не растут).
Результат: Картинки разделены на две части и дети дают обоснование данного деления.
Игра «Да – нет» с картинками и игрушками разных классификационных групп, расположенными в удаляющемся от играющих ряду. Для детей 4 лет.
Цель: Развивать умение у ребёнка задавать вопросы «дальше-ближе» от серединного объекта.
Правила игры: Картинки и игрушки выстроены в линейный удалённый ряд от играющих. Отгадывающий задаёт вопросы по поиску «дальше-ближе, середина».
Оборудование: Картинки с изображением объектов природного и рукотворного мира, резиновые игрушки.
Игровое действие: Загадывающий представляет линейный ряд. Предлагается найти загаданный предмет, используя вопросы «дальше-ближе» от серединного объекта.
- Этот предмет находится в середине?
- Этот предмет находится ближе ко мне?
- Этот предмет находится дальше от меня?
Результат: Загаданный предмет найден. Задали вопросы «дальше-ближе» от серединного объекта.
Игра «Мир живой природы» (растения, животные, грибы). Для детей 4 лет.
Цель: Учить детей делить объекты живой природы на мир растений, мир животных и царство грибов; объяснять основания такого деления.
Правила игры: Вложить картинки в планшет с кармашками разделённый на три части: мир растений, мир животных, царство грибов.
Оборудование: Планшет с кармашками состоящий из трёх строк и трёх колонок. Карточки с изображениями «растения, животные, грибы».
Игровое действие: Взрослый объясняет, что у живой природы есть мир растений, мир животных, царство грибов, у них разные признаки.
Дети называют картинки объектов живой природы и раскладывают их на три группы в планшет.
Результат: Картинки объектов живой природы разделили на представителей растений, животных, грибов; дано обоснование деления.
Игра «Да – нет» с картинками одной из классификационных групп. Для детей 4 лет.
Цель: Угадать карточку с изображением животного мира.
Правила игры: Играющие должны задать вопросы, которые отсекают часть плоскости стола.
Оборудование: Стол, на котором расположены вразброс карточки с изображением животного мира.
Игровое действие: Отгадать карточку с изображением животного мира с помощью сужения поля поиска на плоскости (загадана кошка, расположенная в правом дальнем углу).
Вопросы, на которые отвечают «да»:
- Это карточка находится в дальней части стола?
Эта карточка находится в правой дальней части стола?
Эта карточка находится в дальнем правом углу?
Это кошка?
Результат: Карточка с изображением животного мира найдена. Выявлено основное правило игры.
Игра «Классификация объектов по заданному признаку». Для детей 4 лет.
Цель: Учить детей делить представителей животного мира по признаку ЧАСТЬ. Предложить ребенку найти по картинке признак ЧАСТЬ. Дать обобщенное представление, что у всех объектов животного мира есть части, но они разные.
Правила игры: Необходимо раскрутить круг и составить сочетание объектов из тех, которые попадут «под накладной сектор». Объяснить это сочетание. На большом круге карточки с изображением животного мира без частей не имеющие хвосты и ноги, на малом круге карточки с изображением частей животных (ноги и хвост).
Оборудование: Круги Луллия с карточками изображениями объектов животного мира и их частей (хвосты и ноги).
Игровое действие: На большом круге воспитатель располагает картинки с изображением представителей животного мира (собака, курица, лиса и т. д., на большом круге – части животных (хвост и ноги). Воспитатель дает задание:
- Найди каждому животному не достающие части тела раскрутив круг (ребенок должен сопоставить изображения животного и его часть тела). Взрослый комментирует, что части есть у всех животных, но они разные.
Результат: Сопоставили не достающие части тела с изображением нужной карточки и узнали, что они присущи всем представителям животного мира.