Кара-гиаур Екатерина
Игра как средство повышения продуктивности обучения младших школьников на уроках музыки
▼ Скачать + Заказать документы
Внедрение игровых технологий в уроки музыки происходит по двум направлениям: через включение в содержание учебного процесса различных игр и посредством моделирования игровых ситуаций как форм обучения. Применение игровых форм, методов и приемов влияет на развитие способности учащихся вступать в игровой контакт с музыкой в процессе ее восприятия. Так, например, организация процесса слушания музыки как учебно-игровой деятельности способствует развитию музыкальных и творческих способностей, развивает фантазию, воображение и наглядно-образное мышление детей, расширяет круг эмоционально окрашенных представлений учащихся, что, в конечном счете, позволяет добиться большей остроты и точности восприятия музыки.
Публикация «Игра как средство повышения продуктивности обучения младших школьников на уроках музыки» размещена в разделах
- Игры для детей
- Музыка. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Другим ярким примером служат музыкально-дидактические игры, основным назначением которых является формирование у детей музыкальной грамотности и способностей. В доступной игровой форме они помогают детям понять закономерности соотношений звуков по высоте; развивают чувство метроритма, ладовый, тембровый и динамический слух; побуждают учащихся к самостоятельным действиям с применением знаний, умений и навыков, приобретенных на уроках музыки; обогащают младших школьников новыми впечатлениями; развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию и различению основных свойств музыки).
Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр состоит в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике. Музыкально-дидактические игры находит место на разных этапах урока. Например, в процессе восприятия музыки, для того чтобы ребенок лучше понял музыкальное произведение и мог сопоставить музыкальные образы. Музыкально-дидактические игры дают возможность многократно прослушать произведение в ненавязчивой форме, благодаря им, дети легко и с желанием отвечают на вопросы по ходу прослушивания. Музыкально-дидактические игры всегда интересно и красочно оформляются, например, карточками с изображением музыкальных образов – яркими, художественными, точно соответствующими содержанию игры. В целях развития у детей восприятия музыки (музыкальной памяти, умения различать настроение и характеры музыкальных произведений) применяются различные игры (см. методическое приложение).
Игры, в которых дети принимают активное участие, становятся любимыми и желанными. Урок музыки значительно активизируется, если учитель использует различные приемы работы, основанные на игровых, соревновательных, проблемных принципах. Игры, предназначенные для младших школьников, должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они пробуждают у детей желание слушать, петь, музицировать и танцевать В процессе игры ребёнок только приобретает специальные музыкальные знания, у него формируется необходимые черты личности, в первую очередь, чувства товарищества и ответственности. Ребёнок-артист, проникаясь ответственностью перед товарищами-зрителями, становится более собранным, серьёзнее относится к порученной ему роли.
Игрой могут сопровождаться практически все виды музыкально-творческой работы на уроке, уместно их использование, к примеру, в процессе вокально-хоровой работы.
Пение – один из ведущих видов деятельности на уроке и творческого проявления у школьников. Музыкально-хоровое исполнительство является одним из наиболее любимых занятий школьников. Развитие певческих навыков – одна из важнейших задач учителя на уроке. Непосредственно вокально-хоровая работа обычно начинается с не разучивания песен, а с более кропотливого момента – выстраивания унисона на простейших распеваниях. Чтобы настойчивая просьба учителя не показалась младшим школьникам слишком утомительной, ее можно разнообразить различными играми (см. методическое приложение). Песня звучит не только на уроке, но и за его пределами: дома, на музыкальных вечерах и праздниках. Она часто сопровождает игры, танцы, хороводы.
Игра на детских музыкальных инструментах – один из самых сложных, но интересных видов деятельности. Сколько радости доставляет учащимся музицирование на элементарных инструментах! Этому виду творческой деятельности необходимо уделять в младших классах особое внимание, так как она чаще других используется в различных музыкально-игровых ситуациях. Учащиеся включаются в нее с большим желанием и увлеченностью.
Знакомство с простейшими музыкальными инструментами осуществляется на занятиях планомерно. Уже с первых уроков в 1-ом классе происходит обучение игре на ритмических инструментах: маракасах, треугольниках, бубнах, кастаньетах, тарелках, барабанах; учащиеся знакомятся с металлофоном и ксилофоном, слышат их звучание. Работа с инструментами формирует коллектив, учащиеся вместе переживают и радуются успехам, у них появляется чувство ответственности, дисциплинированности. Осваивая предлагаемые инструменты, дети должны исполнять свою партию внимательно, прислушиваясь к аккомпанементу. Для многих учеников игра на инструментах помогает выразить свои чувства, свое настроение, она открывает ребятам новый мир звуков.
Музицирование на доступных инструментах – интересная и полезная музыкальная деятельность учащихся, она украшает жизнь ребенка, развивает его стремление к собственному творчеству, способствует более интересному и содержательному проведению игр. Используемые при этом игровые приемы помогают развивать у детей определённые умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно, развивают музыкальные способности (примеры игр даны в методическом приложении). Если эта работа ведется учителем планомерно и систематически, то в итоге дети овладевают игрой на разных музыкальных инструментах сольно, ансамблем, оркестром.
Пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения изначально предполагают наличие игрового элемента. Им на наших уроках отводится значительная часть времени. В процессе выполнения различных движений под музыку школьники овладевают навыками ускорения и замедления движения, умением непринужденно двигаться «созвучно» музыкальным образам, разнообразным характерам, динамике музыки. Кроме того, у школьников развивается музыкально-слуховое восприятие, что необходимо для дальнейшей самостоятельной деятельности.
В качестве творческих игровых упражнений на уроках музыки можно использовать разнообразные ритмические движения. Например, учитель может предложить детям во время пения или слушания исполнить хлопки, приседания, притопы, удары по коленям, наклоны головы, взмахи и многое другое. С помощью разных движений ребята с удовольствием отображают знакомые средства музыкальной выразительности – сначала всем классом, затем группами поочередно, далее одновременно двумя или тремя группами, подводя к освоению элементарной полифонической формы – канону. Такие занятные игровые задания тоже очень нравятся учащимся младших классов.
Учащимся необходимо постоянно вслушиваться в музыку для того, чтобы одновременно и точно выполнять движения. Способность двигаться согласованно с музыкой формируется, начиная с простейших движений: притопы, прихлопы, повороты, взмахи рук, тактирование и др. Большое внимание уделяется умению самостоятельно действовать под музыку : выполнять различные элементы, придумывать свои движения. Игровая форма освоения разнообразных движений помогает учащимся правильно воспроизводить ритмический рисунок, развивает двигательную активность (примеры приведены в методических приложениях).
Наш опыт работы показывает, что наиболее эффективными являются такие игровые приемы, как пластическое интонирование и простукивание метроритма скороговорок и текстов песен; свободное дирижирование; разучивание текстов песен с тактированием или равномерными хлопками; пластические этюды; имитация игры на музыкальных инструментах; инсценирование песен; танцевальные движения.
Уроки музыки в начальной школе позволяют широко использовать игровые методики и технологии в учебно-воспитательном процессе для развития их музыкального восприятия, чувства ритма и музыкальной формы, вокально-хоровых навыков, способности импровизировать, активизации двигательной моторики. Многие педагоги-практики (Л. А. Андреева, Н. Б. Буянова, Т. В. Надолинская, О. Н. Хмельницкая и др.) рекомендуют применять на уроках музыки имитационные игры, игры-фантазии (творческие игры, соревновательные игры (конкурсы, стимулирующие развитие творческой самостоятельности мышления учащихся. В частности, О. Н. Хмельницкая указывает, что применение имитационной игры на уроке музыки позволяет воспитывать творческую самостоятельность мышления учащихся и совершенствовать их музыкальные умения.
Говоря о значении игр в музыкальном обучении учащихся начальных классов, следует отметить, что их личностная значимость значительно шире конкретно-дидактических целей. Это связано с тем, что в процессе игры развиваются самостоятельность музыкального мышления – «способность к оценочным суждениям, критическим сопоставлениям, обобщениям, выводам, умению обосновать собственное мнение».
При планировании уроков музыки с использованием игровых приемов, методов и технологий педагог-музыкант должен учитывать ряд моментов: методическую направленность обучения; эмоциональную насыщенность урока; расширение учебных рамок путем включения музыкально-ритмических движений, викторин, элементарного дирижирования, хорового сольфеджио. Применяя игру как форму или методический прием обучения, учитель должен быть уверен в педагогической целесообразности ее использования, в ее художественной ценности, социальной и воспитательной значимости. Цели игры он определяет в соответствии с задачами учебного процесса, составляя некую систему, предполагающую определенную последовательность и постепенное усложнение этапов игры, при этом учитывает особенности класса и конкретных участников игры. Школьники, участвующие в игре, должны быть обеспечены методическими материалами, игровыми заданиями, инструкциями, учебными пособиями, реквизитом и т. д.
Педагогические требования подразумевают выявление оптимальных условий игры в учебном процессе. В ходе игры дети активнее осваивают новый музыкальный материал, связанный с запоминанием музыкальной терминологии, биографий композиторов и их творчества, с приобретением специальных навыков. «Такая организация учебно-воспитательного процесса на уроке музыки развивает воображение и наглядно-образное мышление детей и позволяет добиться точности восприятия и адекватности исполнения музыкальных произведений».