Ольга Николаевна Андреева
Игра как средство организации детской жизни
▼ Скачать +Заказ
Игра – явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности детского коллектива.
Игра - один из тех видов детской деятельности, которая используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. А. Н. Леонтьев отмечал, что в игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Выготский Л. С., Д. Б. Запорожец считали, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности, развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психике ребенка настолько существенны, что в психологии утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность в дошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьный период.
Публикация «Игра как средство организации детской жизни» размещена в разделах
В Федеральных государственных требованиях также сказано: «Программа должна предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра».
Надо помнить, что игра всегда имеет два аспекта – воспитательный и познавательный. В обоих случаях цель игры формируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов или способностей ребенка. Для того, чтобы игра действительно увлекла детей, лично затронула каждого из них, воспитателю, педагогу надо стать ее непосредственным участником. Своими действиями, эмоциональным общением с детьми, воспитатель вовлекает малышей в совместную деятельность, делает ее важной и значимой для них, становится в игре центром притяжения, что особенно важно на первых этапах знакомства с новой игрой.
«Правильно организовать жизнь и деятельность детей - значит и правильно их воспитывать. Эффективный процесс воспитания может быть осуществлен в формах игры и игровых взаимоотношений именно потому, что ребенок здесь не учится жить, а живет своей жизнью» отмечала А. П. Усова
Классификация игр:
Игры с фиксированными, открытыми правилами;
Игры со скрытыми правилами
1. Творческие игры:
• Сюжетно-ролевые
• Игры – драматизации, режиссёрские игры, театрализованные игры, строительно-конструктивные игры
• Игры на темы литературных сюжетов
2. Игры с правилами:
• Дидактические (словесные, на наглядном материале, музыкальные)
• Народные (хороводные, подвижные)
• Подвижные (с сюжетом, спортивные)
• Коммуникативные
Помимо того, что игра имеет воспитательное и познавательное значение, необходимо помнить о том, что игра также является сферой социального творчества ребенка, где закладываются основы его полноценного социального общения. Игра - выверенный веками, народным опытом фактор социализации личности. Данную проблему помогают решить коммуникативные игры.
Наш детский сад работает по программе «Радуга», авторы которой отводят большое место социализации личности ребенка в игровой деятельности. В силу того, что детский сад открылся 2 года назад, мы столкнулись с такой проблемой: основная масса детей пришли первый раз в ДОУ из домашних условий. Поэтому все 2 года они адаптировались к новым условиям. Во многом помогли решить эту проблему коммуникативные игры.
Коммуникативные игры - это своеобразная школа по освоению навыков сотрудничества: здесь отрабатывается и умение действовать в рамках правил и способности эмоционально откликаться на состояние другого, «болеть» за партнера, формируются навыки взаимовыручки и чувство «локтя», а так же множество других качеств, необходимых ребенку для полноценного самоощущения в детском коллективе.