Минеева Ольга
Игра как гарант развития ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Игра как гарант развития ребенка
Дошкольный возраст является фундаментальной точкой психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В рамках данного периода наблюдается формирование малыша как личности, его ментального, этического и эмоционального развития, становление наиважнейших навыков для дальнейшей жизни.
Публикация «Игра как гарант развития ребенка» размещена в разделах
По мнению Л. С. Выготского, А. А. Леонтьева, Н. К. Крупской, Д. Б. Эльконина и ряда других ученых, именно дошкольный возраст считается благоприятным для развития игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста, выступая гарантом двигательного развития ребенка.
Сама по себе игра принадлежит к одному из самых увлекательных видов деятельности, позволяя совмещать приятное с полезным, расширить кругозор ребенка, развить его память, смекалку, находчивость, наблюдательность и другие индивидуальные способности. Так ребенок с течением времени минимизирует существующие противоречия между своими стремлениями быть полноценным участником взрослого мира и имеющимися реальными возможностями.
Получается, что игра – есть некое средство, где воспитание переходит в самовоспитание. Почему же так происходит?
Во-первых, игра развивает социальную сторону ребенка, выстраивает его коммуникабельность. По мнению Б. С. Волкова, играя, ребенок примеряет на себя ту или иную роль взрослого человека, погружаясь в это все с большим интересом, обогащая и расширяя свою собственную личность. Иначе говоря, знакомится с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать и осознавать чувства и состояния других людей, сопереживать им, при этом приобретая навыки общения со сверстниками и детьми постарше.
Во-вторых, игра является одним из важнейших средств познания окружающего мира, способствуя развитию воображения, речи, мышления. В 3-4 года ребенок уже более-менее знаком с окружающим миром, но важно чтобы малыш сам научился ставить вопросы и искать на них ответы.
Как считает В. С. Мухина, игра предъявляет высокие требования к развитию речи ребенка. Ведь именно в игре он должен суметь объясниться и договориться с товарищами. Значит и усвоение обучающей информации происходит с ребенком гораздо продуктивнее в увлекательной для него обстановке, деятельности.
Таким образом, игра – это средство, позволяющее смоделировать условия об окружающем мире, усвоить определенный социальный опыт.
В первой младшей группе д/с (третий год жизни дошкольника) характеризуется как период развития сюжетно-отобразительной игры, предшествующей сюжетно-ролевой игре. Основной задачей педагога выступает – выработать у детей первой младшей группы игровые умения, которые содействуют становлению самостоятельной сюжетной игры.
На четвертом году жизни (вторая младшая группа) у детей активно развивается сюжетно-ролевая игра. Поговорим об основных компонентах сюжетно-ролевой игры, возникающей на границе раннего и дошкольного возрастов, достигая расцвета в середине дошкольного детства.
На первом месте стоит сюжет. Сюжет – это ряд событий происходящих в той или иной заданной области. Например, игра «в семью», «в магазин» и др. Основным источником для игрового сюжета является окружающий мир, деятельность взрослых и сверстников, сюжеты из книг, мультфильмов. В сюжете раскрывается содержание игры.
Содержание игры – это то, что дети выделяют как основной момент деятельности и отношений между участниками сюжета, т. е. те действия, которые люди совершают в определенных жизненных ситуациях. Например, поход «мамы» за лекарствами в аптеку, где она выбирает лекарства, советуется со специалистом и оплачивает товар на кассе.
Роль – набор моделей и действий, которые разыгрываются детьми в сюжете. Ребенок действует так, как должен поступать выбранный им персонаж. Например, принятие на себя роли доктора, красной шапочки и др.
Главным содержанием игры младших дошкольников (3-4 года, является выполнение определенных действий с игрушками. Например, «делают укол кукле, зайчику», «нарезают хлеб» и т. п. Но при этом результат действия детьми не используется, к примеру, нарезанный хлеб никто не ест. Роль же определяется самим предметом: если у ребенка в руках тарелка или кастрюля, то он «мама», готовящая завтрак.
Как следствие, игра отражает характер и условия жизни ребенка в семье и обществе. Одна и та же игра может иметь совершенно разное содержание. Например, играя в семью, одна «мама» - ругает своего ребенка, другая – читает книжки. У ребенка же имеется желание все это повторить, в чем и помогает сюжетно-ролевая игра.
Игры в значительной степени сплачивают родителей и детей, где повышается авторитет родителя в глазах ребенка.
В возрасте 3-4 лет детям нравятся игры с небольшими игрушками, которые удобно помещаются в руке, в частности, куколка, зверушки (зайчик, мишка). При этом игрушка одновременно может стать не только предметом игры, но и партнером по общению. Например, дети играя в паре могут общаться друг с другом через игрушки.
Завершить хотелось бы высказыванием А. С. Макаренко, который писал: «Игра имеет то же важное значение в жизни ребенка, как у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».