Папки-передвижки

Игра как фактор в адаптационный период

Наталья Смышляева
Игра как фактор в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы

МБДОУ НАО ЦРР Д/С «Ромашка»

Игра как фактор

адаптации детей раннего возраста

Подготовила:

воспитатель 1 группы раннего возраста «Кнопочки»

Сышляева Н. Н.

г. Нарьян -Мар

2024г.

Слайд 2

Адаптационный период - серьёзное испытание для малышей раннего возраста. С приходом ребенка в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом изменяется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, потенциально опасного, другой стиль общения. Все этообрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическимреакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия).

Темочки:

Трудности, возникшие, у детей в период адаптации могут привести к самой неблагоприятной ее форме – дезадаптации, которая проявляется в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности и взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.

В процессе адаптации участвуют все системы организма. В том числе снижаются и защитные силы организма - что может привести к заболеванию ребенка. Анализ заболеваемости показывает, что пик приходится на первый месяц поступления в детское дошкольное учреждение, то есть на период адаптации.

К сожалению, нередко этот процесс протекает сложно и болезненно. Поэтому, очень важно, чтобы малыша встретили в детском саду с искренней улыбкой, хорошим настроением, с интересными игрушками и сюрпризами, увлекательными играми. Всё это поможет ребёнку снять тревогу, переключить его внимание, затормозить отрицательные эмоции.

Слайд 3

Игра, как основное занятие малышей, занимает ведущее место в их жизни. Она участвует в формировании психики ребёнка, развивает его. Уже в раннем детстве ребёнок имеет наибольшую возможность именно в игре быть самостоятельным, общаться со сверстниками, выбирать игрушки. Основной задачей игровой деятельности в периодадаптацииявляется налаживание доверительных отношенийсо взрослыми, формирование эмоционального контакта, побуждение желания малыша приходить в детский сад и играть. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама) и интересного партнера в игре. Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Слайд 4

Чаще выделяются следующие направления игровой деятельности:

1. Игровое взаимодействие.

2. Развитие движений.

3. Формирование эмоциональной отзывчивости.

Слайд 5

Которые мы можем проследить в различных видах адаптационных игр :

-сюжетные;

-игры с водой;

-игры с песком;

-пальчиковые игры;

-игры с дидактическими игрушками;

-игры-забавы.

Слайд 6

Особое место занимают подвижные игры, где ребенок или сразу несколько детей быстро включаются в бурную подвижную деятельность. Такие игры помогают малышам развеселиться и начать осваивать основные виды движения. В нашей группе есть спортивный уголок, который постоянно обновляется.

Слайд 7

Нашим детям очень нравятся пальчиковые игрыони увлекают и забавляют малышей, развивают мелкую моторику, а значит и развивают речь, знакомят с окружающим, развивают звукоподражание, тренируют память и умение соотносить движения с текстом. Поэтому пальчиковые и ритмические игры со словами мы проводим каждый день, так же, как и игры на звукоподражание, силу голоса, обыгрывание игрушек для лучшего ознакомления ребёнка с находящимися в группе игрушками, которые выкладываем постепенно, чтобы не было перенасыщенности среды. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Слайд 8,9

Малыши очень любят рисовать красками, карандашами, пальчиками, ставить печатки разного цвета и размера, лепить из пластилина это не только помогает им успокоиться и отвлечься, но и создаёт предпосылки к занятиям по развитию сенсорной культуры.

Слайд 10

В нашей группе часто звучит спокойная музыка, весёлые детские песни отвлекают даже того ребёнка, который громко плакал. Через две-три минуты часто многие малыши уже радостно улыбаются и готовы играть. А ритмичные звуки музыки объединяют ребятишек в танце, в физминутках.

Слайд 11

Слайд 12 Помогают очень игры с песком и водой. Мы даём детям небьющиеся сосуды разного объёма, ложки, воронки, сита, малыши переливают воду из одной ёмкости в другую или вылавливают сачком шарики и рыбок. Такие игры позволяют познакомиться с окружающей средой свойствами песка и воды, а также формируют положительное отношение к ситуации пребывания в детском саду.

Слайд 13

Не маловажную роль в создании эмоционально положительной обстановке играет кукольный уголок. Посуда подобрана с учётомнескольких цветов и размеров, позволяет малышу развивать мелкую моторику и обогатить сенсорный опыт.

Слайд 14

Дети любят строительныеигры. Наличие строительного материала разного цвета, размера и формы, позволяет расширить и обогатить игровой опыт ребёнка. Так же детки группы очень любят играть в настольные игры, Слайд 15 игры с различными видами конструкторов, мелкими игрушками, играют дружно, помогают друг другу. Игры развивают мышление ребёнка, они учат их самостоятельно выражать свои мысли и чувства. Игра - это работа ребёнка. С её помощью дети познают окружающий мир.

Слайд 16

Чтобы поддержать эмоциональный тонус детей мы проводим игры-развлечения, хороводные игры. В таких играх необходимо стремиться к тому, чтобы дети умели играть и действовать самостоятельно, а взрослый как дирижер, советчик, подсказывая и показывая, обогащал игру.

Не стоит планировать на день много приемов работы с детьми. Достаточно по каждому направлению организовать 1-2 формы работы.

Слайд 17

При общении с семьями воспитанников учитываются типы семейных отношений. Родители являются нашими союзниками в вопросах адаптации детей к детскому саду.

Правильная организация в адаптационный период игровой деятельности, направленной на формирование эмоциональных контактов «ребенок – взрослый» и «ребенок – ребенок» включающейигры и упражнения позволяет легко пройти период адаптации малышам.

Слайд 18

Игры имеют преимущество перед другими средствами:

помогают познать окружающий мир, развить самоуважение, достичь успеха в собственных глазах;

развивают искусство общения;

помогают управлять своими чувствами;

дают возможность переживать массу эмоций.

В этом нам помогают такиеигры как:«Давайте познакомимся», «Кто в домике живёт?», «Раздувайся, пузырь!» и д. р.

Таким образом, разработка системы игр и игровых упражнений, подбор игрового материала позволит положительно решать проблему адаптации ребенка к ДОУ.

Слайд 19

Необходимо помнить о важности разговоров с малышом в этот период. Говорить мне приходится много, ведь человечку, переступившему первый раз порог детского сада, многое непонятно. Поэтому все свои действия и указания мы должны объяснить ребёнку. Малыш должен привыкнуть не только к обстановке, но и к новым требованиям. А чтобы это происходило быстрее и легче, на мой взгляд, ребёнок должен понимать, почему так, а не иначе нужно сделать, «сейчас пойдём мыть ручки, потому что мы будем кушать». Адаптация - это не только процесс привыкания ребёнка к дошкольному учреждению на первых парах, но и выработка умений и навыков в повседневной жизни. Поэтому необходима такая организация жизни ребёнка в дошкольном учреждении, которая привела бы к наиболее безболезненному приспособлению к новым условиям, позволила бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения со сверстниками и взрослыми. Таким образом, четкая профессионально слаженная и продуманная работа педагогов, участие родителей и благополучный микроклимат в детском саду - залог оптимального течения адаптации детей к дошкольному учреждению.

Слайд 20

Приложение 1

Игры для детей младшего возраста.

Давайте познакомимся

Дети с педагогом становятся в круг. Ведущий держит мяч (для этой игры лучше использовать надувной мяч, так как, во-первых, он легкий и неприятности при его ловле исключаются; во-вторых, он обычно яркий, красочный, что безусловно, привлекает малышей).

Можно также использовать и раскрашенный воздушный шар, но здесь могут возникнуть сложности в его пересылке на большие расстояния. Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок ловит мяч, называет имя и имя следующего участника игры. Здесь важно участие педагога, так как дети быстрее запоминают его полное имя, и он может называть по имени тех детей, которых группа еще не запомнила.

Обычно малыши с удовольствием играют в эту игру, но её «можно» и разнообразить: например. Вместо мяча передавать игрушку (самую красивую) или предложить детям приветствовать друг друга по имени.

Раздувайся, пузырь!

Дети с педагогом создают тесный кружок – это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать» : наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой,

Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой растянутый круг. Затем ведущий (сначала педагог, а позже – кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки)

Зайка

Ход игры. Дети, взявшись за руки, вместе с воспитателем ходят по кругу. Один ребенок – «зайка» - сидит в кругу на стуле («спит»). Педагог поет песенку:

Зайка, зайка, что с тобой?

Ты сидишь совсем больной.

Ты не хочешь поиграть.

С нами вместе поплясать

Зайка, зайка, попляши

И другого отыщи.

После этих слов дети останавливаются и хлопают в ладоши. «Зайка» встает и выбирает ребенка, называя его по имени, а сам встает в круг. Игра повторяется.

Мы топаем ногами.

Ход игры. Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст так медленно, с расстановкой, давая возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении:

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем,

Мы руки подаем.

(Дети берутся за руки, образуя круг)

Мы бегаем кругом.

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой». Все останавливаются. Игра повторяется.

Пальчиковая игра «Солим капусту»

Ход игры. Воспитатель делает жесты руками, аналогичные словам стишка:

Мы капусту рубим, рубим, (ладонь к ладони, изображаем топорик)

Мы капусту мнем, мнем, (раскрываем и сжимаем кисти рук, шевеля пальцами)

Мы капусту солим, солим (перебираем пальчиками)

Мы морковку трем, трем. (трем воображаемую морковь на терке, кулаком одной руки водим по ладони другой)

Игра «Рисунки на песке»

Цель: развитие тактильной чувствительности, визуализация понятия «Я».

Оборудование: цветные пластиковые подносы, манная крупа.

Ход игры:

Давайте вспомним одну из самых любимых игр-занятий нашего детства. Когда на улице становилось тепло, детвора собиралась в песочнице. Создадим свою маленькую песочницу с белым «песком» (манной крупой). Можно насыпать ее горкой или разгладить. По песочку пробежится стадо лошадей, проскачут зайчики, потопают слоники, покапает дождик. Его согреют солнечные лучи, и на нем появится рисунок. А какой рисунок, вам подскажет ребенок, который с удовольствием включится в эту игру. Почему дети любят играть в песке?

Песок помогает расслабиться:

руки зарываются в песок — это приятные тактильные ощущения;

песок медленно сыпется — это зрительно завораживает;

из песка можно построить что угодно, все, что хочется — быстрые изменения, превращения отвлекают от переживаний.

А в целом играть с песком просто интересно. Полезно выполнять движения двумя руками. Это помогает синхронизировать активность обоих полушарий головного мозга, стимулирует развитие логического, отвечающего за речевое развитие левого полушария, и интуитивного, эмоционального правого полушария.

Заиньки

Ход игры: Предложите детям игру в зайчиков.

– Давайте поиграем в веселых зайчиков. Я буду читать стишок, а вы повторяйте за мной движения!

По лесной лужайке

Разбежались зайки. (легкий бег)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки. (поднимаем ладошки к голове – показываем «ушки»)

Сели зайчики в кружок, (присели)

Роют лапкой корешок (движение рукой)

Вот какие зайки,

Зайки-побегайки (поднимаем ладошки к голове – показываем "ушки")

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Адаптация», план работы на адаптационный период в летнее время в стихах.«Адаптация», план работы на адаптационный период в летнее время в стихах. Уважаемы коллеги и дорогие друзья! Представляю Вашему вниманию стихотворный вариант выступления на итоговом педсовете. Каждый раз заканчивая.

Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период Закадровая речь к презентации «Использование игровых пособий в играх с детьми раннего возраста в адаптационный период» Подготовила.

«Краски осени». Изодеятельность детей в адаптационный период (фотоотчёт)«Краски осени». Изодеятельность детей в адаптационный период (фотоотчёт) В этом году,после выпуска,мы набрали новых детей. Адаптация,адаптация,сложный период для всех. Для детей в первую очередь - новое место,большой.

Картотека игр для детей в адаптационный период «Иди ко мне» Воспитатель отходит от ребенка на несколько шагов и рукой зовет ребенка к себе и ласково говорит: «Иди ко мне, иди Коля ко.

Конспект НОД для детей первой младшей группы в адаптационный период «Мыльные пузыри»Конспект НОД для детей первой младшей группы в адаптационный период «Мыльные пузыри» Цель: помощь детям в адаптации к условиям ДОУ. Задачи педагога: - снятие эмоционального напряжения и агрессии; - снижение излишней двигательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игра как фактор в адаптационный период
Опубликовано: 17 ноября 2024 в 10:49
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игра как фактор в адаптационный период» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Смышляева (УИ 1678633) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД