Елена Гамова
Игра как фактор развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Так уж устроен человек, что эмоционально окрашенные
впечатления он бережно хранит всю жизнь. Среди них не последнее место занимают воспоминания о детстве. Каждый из нас готов подписаться под словами Л. Н. Толстого: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминания о ней. Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником лучших наслаждений».
Публикация «Игра как фактор развития дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Вспоминается то, как обретали мы друзей, сначала в игре, а потом в жизни; как, послушав, а, позже прочитав книгу, мы перевоплощались в ее героев и, играя, долго жили ее образами; то, как, увидев вокруг интересное, старались продлить впечатления, материализовать их в игре.
Именно благодаря игре, расширившей, обогатившей наши представления о мире, преподавшей первые уроки нравственности и подарившей нам друзей, из взрослого «далека» детство помнится нам таким светлым. И опять на память приходят слова Л. Н. Толстого «А игры не будет, что же тогда останется?»
В воспитании и развитии ребенка - дошкольника ведущая роль, конечно, принадлежит игре, неизменному спутнику детства, которая имеет неоценимое значение для интеллектуального и психического развития дошкольника. Именно в них успешнее всего развиваются все уровни личности, психические процессы, разные виды деятельности.
Задачи всестороннего воспитания в игре успешно реализуются лишь при условии сформированности психологической основы игровой деятельности в каждом возрастном периоде. Это обусловлено тем, что с ее развитием связаны существенные прогрессивные преобразования в психике ребенка, и, прежде всего, в его интеллектуальной сфере. Игра является фундаментом для развития всех других сторон детской личности.
В своей работе большое внимание уделяем психологическим играм, которые представляют собой смоделированную ситуацию: человек может приобрести определенные навыки, научиться общаться, расширять свои представления, как о себе, так и об окружающем мире. Она полезна тем, что в ней человек может избавиться от психологических проблем (например, чрезмерной застенчивости, агрессивности, замкнутости, «проработав» их в игровой ситуации.
Хорошая игра всегда чему-то учит, что-то развивает и что-то воспитывает в наших детях. Иной раз самая привычная игра, в которую играли мы, наши бабушки и дедушки, неожиданно осознается как психологическая, хотя играли тысячу раз, даже не подозревая того, что у нее есть какое-то педагогическое или психологическое значение. И вся прелесть детской хорошей игры заключается именно в том, что она позволяет осуществиться сразу нескольким целям - и познавательным, и воспитательным.
Любая игра способствует развитию целенаправленного внимания, так как она неизменно содержит задачу и правила действия. Удерживать внимание на одном и том же предмете для детей дошкольного возраста - задача большой сложности. Для своевременного развития у дошкольников определенных качеств внимания и способности управлять ими, мы используем следующие игры: «Найди отличия», «Нелепица», «Путаница», «Живое домино», «Чудесный столик», «Мишка-шалунишка» и многие другие. С детьми старшего возраста проводим тесты для изучения различных свойств внимания: «Таблица букв», «Таблица цифр», «Пиши кружочками».
Для развития памяти мы применяем следующие игры: «Кто здесь спрятался?», «На птичьем дворе переполох», «Узнай, кто тебя позвал», «Парные картинки», «Похлопай в ладошки», «Ответь без ошибок».
Для изучения различных свойств памяти нами используются гесты: «Запомни слова», «Запомни фразы», «Запомни рисунки», а также тесты для оценки механической памяти и способности к осмысленному упоминанию.
В работе с детьми используем игры, развивающие речь и мышление, нацеленные на то, чтобы совершенствовать эти процессы в необходимом единстве, так как связь речи и движения является основой развития мышления ребенка, взаимно обогащает важнейшие психические процессы и способствуют познавательному развитию ребенка. В этом нам помогают такие игры, как «Волшебный сундучок», «Угадай, что нарисовано», «Где же пара?», «Сбежавшая тень», «Ты - солнце, я - луна», «Ассоциации», «Кто в кого превратился».
Восприятие формы различных предметов служит сенсорной основой для любой практической деятельности человека. Без выделения формы невозможно правильно увидеть и изобразить окружающие нас предметы. В игре мы создаем такие условия, в которых различные формы и целенаправленное восприятие предмета становится важным для ребенка. В таких играх, как «Чудо-мешочек», «Зайка», «Что ты нам привез?», «Спрятались от нас игрушки», «Где той дом?», дети легко овладевают рациональными приемами исследования формы, как глазами, так и руками, при этом не только изучают, но и активно используют такие приемы, совершенствуя их в самостоятельном использовании. Это имеет большое значение для интеллектуального развития детей.
Современные дошкольники порой загружены не меньше взрослых. Посещая детский сад, различные кружки, они получают большое количество информации, устают физически и эмоционально.
Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов.
В нашей практике встречаются тревожные дети, с которыми работать труднее, чем с другими категориями «проблемных» детей, потому что такие дети стараются держать свои проблемы при себе. Работа с такими детьми сопряжена с определенными трудностями, так как занимает достаточно длительное время. В данном случае - уделяем большое внимание снятию у них мышечного напряжения, используя игры на телесный контакт. Очень полезны упражнения па релаксацию, технику глубокого дыхания, просто растирание тела.
Среди упражнений, помогающих сбрасывать мышечное напряжение, мы используем несколько групп (в порядке усложнения) :
- динамические упражнения, построенные на опорных
движениях («Деревья качаются», «Петрушка пляшет», «Щенок
отряхивается»;
- упражнения на непроизвольное расслабление («Дудочка»,
«Лодка», «Шарик», «Подарок под елкой»;
- упражнение на произвольное расслабление («Порхание
бабочки», Цветок», «Необычная радуга», «Отдых на море», «Полет
высоко в небо»).
Для снятия детских страхов, трудностей поведения и характера детей, нарушения эмоциональной сферы, используем психогимнастику, состоящую из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны и доступны детям по содержанию.
Научиться управлять выражением своих чувств позволяет сказка. Для ребенка, который чего-то боится, подбираем готовую или составляем новую коррекционную сказку, в которой метафорически зашифрована информация об его страхе и способах его преодоления. Ребенок не только прослушивает эту сказку, но и проигрывает эти способы. Кроме того, мы предлагаем нарисовать иллюстрацию к сказке, придумать новую с этим же героем. В процессе такой работы ребенок не только «знакомится» со своим страхом, но и учится справляться с ним.
Так как главным средством психологического воздействия в сказкотерапии является метафора, применяем технику ее использования (автор - Яшмид Марвасти, для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, усилить внушение, показывая возможность благоприятного исхода.
Ребенок не гадает над смыслом рассказа, а постигает, его, благодаря активизации своего воображения. Для этого беру какой-либо кукольный персонаж, который приглашает выбранную ребенком игрушку в игрушечный дом, где они вместе сочиняют историю. Педагог, участвуя в сочинении истории от лица игрушечного персонажа, незаметно направляет развитие событий к благоприятному, счастливому завершению. Историю можно рассказывать игрушкам, рассевшимся у камина или собравшимся около ребенка. Предлагаем игрушкам закрыть глаза и расслабиться. Это помогает ввести ребенка в трансовое состояние. Затем куклам предлагаем слушать историю, которую им расскажет персонаж. Это история о «счастливых днях, имеющая хороший финал».
Маленькие дети - очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. В. А. Сухомлинский считал, что духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок. «Игра это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Это огромное окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире»
Чем разнообразнее, интереснее игры детей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Играя, можно готовить маленького человека к большим делам. И от того, как прошло детство, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш.
Использованная литература:
1. Губанова Н. Ф. Развитие игровой деятельности. / М: Мозаика, Синтез. 2010
2. От рождения до школы. : Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд. – М. :Мозаика. Синтез. 2001.
3. Михайленко Н. Я. Как играть с ребенком. - М. : Просвещение, 2001
4. Синягина Н. Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей. Психологические установки и упражнения/ М: Владос, 204