Татьяна Гильмиярова
Игра и возрастные особенности психологического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация на тему: Игра и возрастные особенности психологического развития.
Природа хочет, чтобы дети были детьми, прежде чем быть взрослыми. Если мы хотим нарушить этот порядок, мы произведём скороспелые плоды, которые не будут иметь ни зрелости, ни вкуса и не замедлят испортиться. Дайте детству созреть в детях (Ж.Ж.Руссо)
Дошкольным детством принято считать период от 3 до 7 лет. Ему предшествуют периоды младенчества (от 0 до 1 года)и раннего детства (от 1 до 3 лет)
Публикация «Игра и возрастные особенности психологического развития» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Игры для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
В период до 3-х лет ведущая деятельность ребёнка предметно-орудийная, которая носит наглядно-действенный характер. В рамках этой формы мышления формируются предпосылки для более сложной формы - наглядно-образного мышления, когда осуществление какого-либо действия может происходить без участия практических действий, только в плане представлений, оперируя только образами. в начале образное мышление ребёнка ещё связано с конкретными предметами и их свойствами, однако уже появляется возможность выйти за пределы непосредственно воспринимаемого. Наглядно-образное мышление - одно из основных новообразований дошкольного возраста, здесь оно формируется и переживает свой рассвет.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится сюжетно-ролевая игра ребёнка, которая имеет важное значение для его психического развития. Все важнейшие психологические новообразования, которые необходимы ребёнку во всей его дальнейшей жизни, в обучении, общении, творчестве, берут своё начало в детской игре. Не случайно педагоги давно отметили что каков ребёнок в игре, таким в значительной степени он будет и в жизни.
Как отмечал профессор, выдающийся специалист в области детской психологии Даниил Борисович Эльконин, основным мотивом деятельности ребёнка является желание войти в жизнь взрослых, пользоваться их предметами, открыть мир человеческих взаимоотношений, действовать, как взрослый. Однако ребёнок ещё мал и не может самостоятельно жить во взрослом мире и поэтому единственная возможность осуществить своё стремление - это игра! Именно в игре возникает осознание своего места в системе отношений взрослых. Ребёнок начинает всё точнее понимать социальные роди и связывающие их отношения, соотносит свою позицию и позицию взрослого; на основе этого у него возникает новый социальный мотив - заниматься общественно значимой и общественно оценённой деятельностью.
Тот стиль общения,который складывается между ребёнком и взрослым в игре уникален и привлекателен для дошкольника. В обычной житейской ситуации мы волей неволей выступаем в роли учителя: даём ребёнку задания, контролируем, поощряем или наказываем. Дошкольнику мало простой, непосредственной ласки, любви. Ему хочется быть на "равных", хочется почувствовать себя смелым, сильным, умным. Хочется видеть в взрослом не только покровителя, но и партнёра. не только учителя, но и товарища. Хочется вместе действовать, творить. И это с избытком даёт ему ролевая игра.
В игре мы, конечно, тоже учим. Но это совсем другая учёба. Она недирективна, необязательна. Мы не приказываем - мы отвечаем на вопросы.
В процессе игры, принимая на себя игровые роли, ребёнок научается соотносить различные точки зрения, вставать на позицию другого, усваивает моральные и нравственные нормы.
Игра - это жизнь ребёнка и в игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность не только получить помощь, но и когда нужно, прийти на помощь другим. Поэтому не стоит спешить вмешиваться в игру и сразу разрешать игровые конфликты, выручать, избавлять, утешать.
Не беда, если по началу в коллективной игре какому то ребёнку не достаются главные, лидерские роли, не стоит спешить. Может быть он сам найдёт пути для реализации своего желания стать командиром, сумеет сам заинтересовать партнёров по игре. А может быть, он по своему личностному складу вообще не лидер. но он хорошо знает, что лучше него никто из друзей не сможет подобрать нужные предметы для игры, воспроизвести роль. А может быть, он умеет всех помирить, утешить, если кого то нечаянно обидели.
нам нем следует навязывать детям в игре именно ту роль, на которую нам самим хотелось бы претендовать.
Лучше понаблюдать за игрой детей и не жалеть слов на похвалу. Обычно мы хвалим детей за послушание, аккуратность и т. п. Всё это верно. Но для развития игры важнее похвалить ребёнка, если он придумал что то новое, организовал увлекательную игру, создал интересную игровую ситуацию. Всякое игровое действие, в котором ребёнок сделал то, что ещё вчера ему было недоступно, не должно оставаться незамеченным. Всё это обязательно надо поощрять.
От нас в руководстве игрой ребёнка потребуется использовать все свои умения - быть наблюдательными, деликатными, тактичными. Главное, что нужно в руководстве детской игрой - это умение не спешить, позволить детям быть такими, какие они есть и очень ненавязчиво, мягко, не требуя, а предлагая, заинтересовывая, постараться развивать игру в нужном направлении.
В последние годы появились попытки интеллектуализировать игру, превращая все игры ребёнка в дидактические занятия и упражнения, в которых отрабатываются различные мыслительные навыки. Само по себе любое занятие с ребёнком полезно, однако нельзя, чтобы из детства исчезла игра. Необходимо предоставить дошкольнику все возможности для развития сюжетно-ролевых индивидуальных и коллективных игр.
И если ребёнок будет увлечённо и подолгу играть, мы можем быть спокойны: он развивается правильно! важно лишь одно: не жалеть времени на игру с ребёнком, уметь придумать сюжет,роли, уметь подыграть ребёнку, разбудить его воображение. Польза от этого велика. И дело не только в знаниях и развитии интеллекта. Развивается и личность ребёнка, растёт сфера его духовных потребностей, интересов.
Где с нежностью и теплотой относятся к игре ребёнка, где поддерживают и поощряют детскую фантазию, вырастают хорошие дети. Ведь внимание и тактичное отношение к детским играм - лучшее выражение любви к ребёнку.
Используемая литература:
1. Бодалёв А. А., Спиваковская А. С., Карпова Н. Л. Популярная психология для родителей М. : Флинта:Московский психолого-социальный институт, 1998
2. Дубровина И. В. Практическая психология образования Спб. :Питер,2004