Лилия Казакова
Интегрированная совместная деятельность с детьми на тему «Городецкая роспись»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированная совместная деятельность с детьми
Тема: «Городецкая роспись»
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель:
Создать условия для приобщения детей к народному творчеству при помощи городецкой росписи.
Задачи:
Познакомить детей с городецкой росписью и вызвать у них интерес к этому виду народного творчества.
Публикация «Интегрированная совместная деятельность с детьми на тему „Городецкая роспись“» размещена в разделах
Формировать навыки технического исполнения элементов городецкой росписи.
Изображать узор в указанной последовательности от центра к краям.
Сформировать у детей отношение к цвету как важнейшему свойству в развитии эстетического вкуса.
6. Развивать чувство ритма, цвета.
Предварительная работа:
Дети учатся рисовать: точки, дуги, капельки, волнистые линии, круги.
Материал:
Презентация «Городец- город мастеров». Изделия, расписанные городецкой росписью, иллюстрации с элементами городецкой росписи, краски, палитры, кисточки, картонная заготовка разделочной доски.
Для детей – картонные заготовки разделочных досок; гуашь: синяя, красная, белая, зеленая; кисточки, клеенки, вода, салфетки.
Ход занятия:
Ребята, я хочу вас сегодня познакомить с городецкой росписью.
Послушайте стихотворение:
Городецкая роспись – как ее нам не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.
Я хочу вам показать небольшой фильм про город Городец. Хотите посмотреть его? Давайте посмотрим.
Просмотр презентации «Городец – Город мастеров»
1 -5 слайды
6 слайд
Город Городец окружен лесом. Поэтому и раньше и сейчас люди используют лес как строительный материал. Из древесины строят дома, делают мебель, посуду, игрушки и расписывают их.
Расписные изделия – были не просто украшением, но и использовались в жизни.
7 слайд.
Изначально мастера украшали деревянные изделия художественной резьбой, затем стали применять еще и подкраску, нанося сказочные, красивые цветы. Постепенно они вытеснили трудоемкую работу с резьбой, и стали расписывать изделия только краской. Так появился отдельный промысел «городецкая роспись».
8- 17 слайды
Ребята, вам понравился фильм?
А наши ребята выучили стихи про чудесный Городец. Давайте их послушаем.
Веселись наш детский сад,
Веселее нет ребят!
Мы с улыбкой на лице
Вам споем о Городце. (Аня. Г)
Кто рисует Городец-
Ах, какой он молодец!
И листочки, и цветы-
Это все для красоты. (Аня. А)
Рисовали мы цветы
Небывалой красоты.
Красоте той нет конца-
Это все из Городца (Лада Б.)
Не заманите меня
Жвачкой и конфетами.
Лучше нету Городца-
Еду за билетами (Саша. Р)
Физкультминутка «Цветы» (дети стают врассыпную)
Раз – два-три выросли цветы (сидели на корточках, встаем)
К солнцу потянулись высоко: (тянутся на носочках)
Стало им приятно и тепло! (смотрят вверх)
Ветерок пролетал, стебелечки качал (раскачивают руками влево - вправо над головой)
Влево качнулись - низко прогнулись. (наклоняются влево)
Вправо качнулись – низко пригнулись. (наклоняются вправо)
Ветерок убегай! (грозят пальчиком)
Ты цветочки не сломай! (приседают)
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут! (медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики)
А теперь давайте спокойно пройдем за столы, и рассмотрим внимательнее элементы городецкой росписи.
Из каких элементов состоит эта роспись?
Есть растительные элементы, животные мотивы, геометрические элементы.
Сегодня мы с вами рассмотрим растительные элементы городецкой росписи. Это городецкие цветы, которые обладают разнообразием форм и красок и являются в городецкой росписи символом здоровья и процветания. Популярны бутоны, розаны, ромашки, купавки, розы. Листья в узорах изображаются группами от двух до трех или пяти листьев.
(Показать иллюстрации городецкой росписи и элементы; листья, розы, купавы, бутоны, ромашки - называя эти элементы.)
Какого цвета пышные розаны, ромашки, листики? Какие цвета преобладают в городецкой росписи (красный, розовый, синий, голубой,зеленый).
Городецкая роспись, не требует предварительной обработки поверхности и совершается непосредственно на деревянной основе, которая при желании может быть покрыта красной, черной или желтой краской.
Выполнение городецкой росписи осуществляется в три этапа.
Первый — подмалевка, т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна. Выполняется кистью.
Второй этап — теневка (или оттенок, т. е. нанесение скобки.
Поверх светлых пятен наносятся тонкие мазки вторым, более темным цветом того же оттенка, например, синим по голубому – обводка. Контур обводки – рисующий, изображает контуры лепестков цветка. На этом же этапе между крупными элементами изображаются листочки, форму которых получают двумя-тремя мазками кисти.
Заключительный этап росписи – нанесение черной и белой краской штрихов и точек. Этот прием называется «оживкой» и придает работе законченный вид. Выполняется самой тонкой кистью. Таким образом, однотонные силуэты приобретают некоторую объемность. (показ рисования 2-3 разных элементов).
Я предлагаю вам попробовать самим научиться нарисовать элементы городецкой росписи. Но перед тем, как мы с вами приступим к работе, давайте повторим правила работы с кисточками. Возьмите свою кисточку в руку немного смочите ее в воде и аккуратно снимите лишнюю воду о край баночки. Теперь также аккуратно наберем на кисть небольшое количество краски. После промывания от краски не забудьте вытереть кисть салфеткой.
Приступаем к рисованию.
Если у детей возникают трудности, воспитатель помогает. Пока дети рисуют, звучит русская народная музыка.
А теперь давайте сделаем выставку из ваших работ.
- Дети, выберите доску, которая больше всего вам понравилась, и расскажите почему (воспитатель называет 2 – 3 детей для анализа детских работ.)
- Какие вы молодцы, у всех получились красивые доски. Вы настоящие народные умельцы.
КРИТЕРИИ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ СОЗДАННЫХ ДЕТЬМИ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Цвет:
* - знает цветовую гамму для городецкой росписи;
---знает цветовую гамму, иногда забывает цвета;
---не знает цветовую гамму городецкой росписи.
Форма:
*- рисует простые и сложные элементы городецкой росписи, узор передает точно;
** - рисует точно простые элементы, а сложные немного искажает;
*** - рисует только простые элементы с искажением, а сложные не удаются.
Простые элементы: точка, прямая линия, круг.
Сложные элементы: капля, дуга, волнистая линия.
Умение работать кончиком кисти:
*- хорошо владеет навыком рисования кончиком кисти;
** - умеет работать кончиком кисти, но преобладает манера письма всей кистью;
*** - не умеет работать кончиком кисти.
Композиция:
* - ребенок видит и украшает полностью всю фигуру, используя простые и сложные элементы городецкой росписи;
** - ребенок видит часть плоскостного силуэта и украшает его;
---скученное изображение.
Характер линии:
* - плавная без отрыва;
** - прерывистая;
*** - не получается.
Какие материалы использовались для создания изображения при условии самостоятельного выбора:
** - плоскостной силуэт, либо кисть, либо тычок;
*** - простой лист, тычок.
Уровень самостоятельности выполнения работы:
*- самостоятельно выполняет работу, дополняет изображение подходящими элементами;
** - необходима частичная (небольшая) помощь педагога;
*** - не может выполнить работу.
Творчество:
* - самостоятельно придумывает композицию, изображает элементы росписи;
** - составляет композицию, но для этого ребенку надо иметь образцы элементов перед глазами; незначительная помощь педагога;
*** - рисует только то, что видит, нет творческой активности.
Используемая литература:
Доронова, Т. Н. Развитие детей в изобразительной деятельности [текст] / Т. Н. Доронова. // Ребенок в детском саду. - № 4. - 2004. - 21-29; № 5. - 2004.
Дьяченко, О. М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника [текст]/ О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1988. - № 6.
Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников [текст]/ Т. Г. Казакова. - М. : Педагогика, 1983. - 112с.
Казакова, Т. Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества[текст] : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Дошк. педагогика и психология», «Педагогика и методика дошк. образования» / Т. Г. Казакова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 255с