Юлия Пустовая
Взаимосвязь художественно-эстетического и этического развития ребенка в ДОУ
Прекрасное — это законченное выражение Добра.
Добро же — законченное выражение Прекрасного.
(Рабиндранат Тагор - индийский писатель,
поэт, композитор, художник,
общественный деятель.)
Этика есть эстетика души.
(Пьер Реверди – французский поэт.)
Эстетика исследует вопросы красоты, искусства и вкуса. Греческое слово «эстетикос» означает «чувственный, восприимчивый к прекрасному».
Публикация «Взаимосвязь художественно-эстетического и этического развития ребенка в ДОУ» размещена в разделах
Эстетическое восприятие — отражение человеком и общественным коллективом произведений искусства (художественное восприятие) а также объектов природы, социальной жизни, культуры, имеющих эстетическую ценность. Процесс отражения здесь – это результат активной духовной деятельности субъекта.
Способность человека к эстетическому восприятию — результат длительного общественного развития, социальной шлифовки органов чувств. Индивидуальный акт эстетического восприятия детерминирован опосредствованно: социально-исторической ситуацией, ценностными ориентациями данного коллектива, эстетическими нормами, а также непосредственно: глубоко личностными установками, вкусами и предпочтениями.
Эстетическое восприятие имеет много общих черт с художественным восприятием : и в том и в другом случае восприятие неотделимо от формирования элементарных эстетических эмоций, связанных с быстрой, зачастую неосознаваемой реакцией на цвет, звучание, пространственные формы и их соотношения. И в той и в другой сфере действует механизм эстетического вкуса, применяются критерии красоты, соразмерности, целостности и выразительности формы. В коллективе возникает сходное чувство духовной радости и удовольствия.
Наконец, восприятие эстетических аспектов природы, социального бытия, предметов культуры, с одной стороны, и восприятие искусства — с другой, духовно обогащает человека и способно пробудить его творческие возможности.
Раскрытие в ребёнке потребности (именно потребности) замечать и видеть прекрасное, как в окружающем мире, так и в себе, и в людях дает нам надежду на будущее, в котором востребованы духовные, душевные качества человека.
Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы;
- становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
- реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Эстетическое воспитание понятие очень широкое. В него входит воспитание эстетического отношения к природе, труду, общественной жизни, быту, искусству. Воспитание детей средствами искусства составляет предмет художественного воспитания.
Задачи эстетического воспитания дошкольников можно представить двумя группами.
1. Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.
2. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.
Данные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.
Средства эстетического воспитания детей – это отобранные педагогом и специально организованные для воспитания детей предметы и явления окружающей действительности. К ним относятся:
предметно-развивающая среда (эстетика быта);
произведения искусства;
природа;
образовательная деятельность;
самостоятельная художественная деятельность детей;
праздники, развлечения, досуги, выставки.
По выражению А. С. Макаренко, инструментом прикосновения к личности, способом, с помощью которого совершается целенаправленное педагогическое воздействие на сознание и поведение воспитанников является метод.
Основными методами, которые используются для эстетического воспитания, являются:
1. Наблюдение за окружающей действительностью (это и рассматривание иллюстраций, картин, и простые наблюдения за природой, за снежинками, за облаками и т. д.).
2. Рассказы и беседы, в которых ребенок может выражать свое видение, свои чувства, переживания.
3. Развитие самостоятельных действий – воспитатель предлагает найти способ решения намеченного задания или собственного замысла.
4. Включение в трудовое воспитание – познание детьми красоты труда.
Перейдём к раскрытию понятия, что такое этика. Из нобелевской речи Иосифа Бродского: «Всякая новая эстетическая реальность уточняет для человека реальность этическую. Ибо эстетика – мать этики…».
Итак, этика. Первоначально смыслом слова «этос» было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество, преодоление индивидуализма и агрессивности. По мере развития общества к этому смыслу добавляется изучение совести, добра и зла, сочувствия, дружбы, смысла жизни, самопожертвования и так далее.
Выработанные этикой понятия — милосердие, справедливость, дружба, солидарность и другие, направляют моральное развитие социальных институтов и отношений.
Основные этические инстанции складываются именно в дошкольном возрасте. Для привития детям 2-7 лет основ эстетического и этического восприятия необходим такой инструмент, как педагогическое стимулирование.
Педагогическое стимулирование – убежденность педагога в присутствии в ребёнке прекрасных человеческих качеств, побуждает дошкольника к обнаружению и раскрытию в себе таких качеств (это эффективно влияет на дальнейшую жизнь человека уже с раннего возраста, укрепляя его самооценку). Одновременно педагогу рекомендуется оставаться доброжелательно-нейтральным, нельзя «заигрывать» с ребёнком, так как малыши, особенно 2-4 лет очень тонко чувствуют фальшь взрослых. Таким образом, перед педагогом-воспитателем стоит серьёзная и непростая задача – оставаться во взвешенном, сбалансированном состоянии при взаимодействии с детьми.
Взаимосвязь эстетического и этического воспитания и развития раскрывается тем, что эстетические и этические представления связаны с положительными и отрицательными переживаниями человека. Например, та радость, которая охватывает человека при восприятии красоты, очень похожа на чувство гордости при совершении нравственного поступка. Так, желание дистанцироваться вызывают не только безобразные поступки, но и их образное отражение в том или ином виде искусства.
Необходимо подчеркнуть, что вопросы эстетического и этического развития ребёнка эффективно решаются только при взаимодействии детского сада и родителей. В таком конструктивном взаимодействии мы можем формировать некое единое поле, в котором находится ребёнок, как бы сверяя этические установки и согласовывая их. Именно так ребёнку проще впитывать основы этики, - через наблюдение за поведением и речью взрослых. Далее ребёнок сможет не только усвоить, но и присвоить навыки эстетического восприятия и этического поведения – это и будет наша маленькая педагогическая победа, это богатство, с которым дошкольник пойдёт дальше в школу и в большую жизнь.
Источники:
1) https://esthetiks.ru/vospriyatie-esteticheskoe.html
2) https://citaty.su/prekrasnoe-citaty-i-aforizmy-o-prekrasnom 3) https://citaty.su/aforizmy-i-citaty-ob-etike
4) https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-u-doshkolnikov-bazovyh-eticheskih-predstavleniy/viewer
5) https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-usvoeniya-eticheskih-ponyatiy-v-protsesse-formirovaniya-motivatsionnoy-napravlennosti-lichnosti-starshego-doshkolnika/viewer
6) https://dohcolonoc.ru/stati/14477-esteticheskoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html