Валерия Князева
Художественно-эстетическое развитие ребёнка раннего возраста
▼ Скачать +Заказ
ФГОС ДО раскрывает художественно-эстетическое развитие личности как развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Публикация «Художественно-эстетическое развитие ребёнка раннего возраста» размещена в разделах
Художественно-эстетическое развитие личности является результатом освоения эстетического и художественного опыта человечества. Целью художественно-эстетического воспитания является приобщение к изобразительному искусству, развитие детского творчества, формирование эстетического отношения к окружающему миру.
В процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства происходит развитие эмоционального восприятия, положительного реагирования на произведения живописи, графики, скульптуры, архитектуры, дизайна, народного декоративно-прикладного искусства. У детей начинает формироваться способность понимать содержание произведений искусства, эстетическое восприятие.
Изобразительная деятельность включает в себя воспитание у дошкольников интереса к рисованию, лепке, аппликации, прикладному творчеству, формирование, развитие и совершенствование умений в данных видах деятельности.
У детей от 2 до 3 лет должно развиваться художественное восприятие, отзывчивость на доступные им картины, рассказы, музыку. С детьми рассматривают иллюстрации к произведениям детской литературы, знакомят с народными игрушками: дымковской, богородской, матрешкой и другими. При этом педагог обращает внимание на яркое оформление, характер игрушек. Речь педагога должна быть пропитана эмоциями, заинтересованностью к изучаемому. Ребенок должен почувствовать искреннюю радость воспитателя при ознакомлении с образцами.
В процессе занятий рисованием у детей 2-3 лет обогащается опыт сенсорного восприятия: дети учат различать интенсивность цвета, закрепляют знание цветов. При изучении предметов у дошкольников развивается не только чувство цвета, а также чувство формы. Воспитатели просят изобразить контур предмета в воздухе, потом на бумаге. Детей заинтересовывают инструментарием: карандаши – это не просто палочки, а палочки, которые
оставляют след на бумаге; фломастеры и кисти бывают одного и того же цвета, но рисуют разные линии; краски акварельные и гуашь, нужно растворять водой, только тогда ворс кисти оставляет яркие пятна на бумаге и пр. Детей учат преобразовывать каракули, рисовать линии, точки, используются нетрадиционные техники рисования, такие как, кляксография, штампы и др.
На занятиях по лепке у детей в возрасте 2-3 лет проводят ознакомительную работу с материалом: пластилином, восковым пластилином, глиной. Восковой пластилин, современный и безопасный пластический материал для лепки с детьми, не липнет к рукам, волосам, не оставляет следов на одежде и мебели, легко размягчается. Воспитатель рассказывает детям о пластилине, его пластических свойствах, показывает на примерах, что можно из него слепить. Дети учатся работать с пластилином, отрывая маленькие кусочки, соединяя их, раскатывая между ладошками. После этого, дети учатся лепить округлые и сплющенные предметы (колобок, яблоко, помидор, ягодка, бусинка, лепешки, тарелки и т. п., соединять вылепленные формы в один предмет.
Таким образом, ранний возраст – это время, когда формируются основы физического, психического и личностного развития человека. Потери, допущенные в этот период, невосполнимы в полной мере в последующей жизни, поэтому важно своевременно закладывать основы полноценного развития и здоровья ребенка.
На современном этапе развития научных знаний о раннем детстве получила подтверждение идея самоценности первых лет жизни ребенка как фундамента формирования его личности. Закладываемое в этот период эмоциональное отношение к людям, миру, самому себе запоминается малышом и реализуется на протяжении долгих лет. Задача современной педагогики – реализовать в воспитательном процессе самоценность раннего возраста как базисной основы всего последующего развития.