Ольга Некрасова
Проект «Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!»
▼ Скачать +Заказ
Проект : Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!
Паспорт проекта.
1. Название проекта : Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!
2. Выполнила: Яблокова Анастасия ( под руководством мамы: Некрасовой Ольги)
3. Тип проекта : учебно – исследовательский
4. Цели проекта :
– познакомиться с возникновением народного промысла Хохломы,
– современное использование Хохломы.
5. Задачи проекта.
Публикация «Проект „Хохлома, хохлома, краше нет нигде тебя!“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Проекты, планирование
- Темочки
- выяснить, нужна ли сегодня Хохлома?
7. Актуальность проекта.
Проект имеет особую значимость, так как сейчас идёт возрождение народных промыслов. Мы хотели узнать, знакомы ли учащиеся 5-А класса с хохломской росписью и хотели бы они иметь вещи, украшенные хохломской росписью.
I. Введение
Проект «Хохлома, хохлома – краше нет нигде тебя!» направлен на изучение одного из народных промыслов.
В течение февраля-марта я находила нужную информацию о декоративной росписи Хохлома, в практической части провела анкетирование, итоги которого занесла в таблицу. В ходе работы над проектом узнала об истории возникновения росписи. Собирая материал, использовала много источников информации: это библиотека, интернет, посещение кружка по художественной росписи в ДДТ.
Актуальность проекта имеет особую значимость, так как сейчас идёт возрождение народных промыслов. Я хотела узнать, знакомы ли учащиеся 5-А класса с хохломской росписью и хотели бы они иметь вещи, украшенные хохломской росписью.
Мой учебно-исследовательский проект посвящен русскому народному промыслу «Хохломе».
Первое мое знакомство с хохломской росписью произошло в гостях у прабабушки. Там я, заметила расписной самовар с заварным чайничком, и множество красивой посуды из дерева. На мой вопрос, откуда такая красота. Бабушка ответила, что это хохломские изделия, изготовленной в Зашейковском цехе художественной росписи. С этого времени у меня появился интерес побольше узнать о Хохломе.
Спустя время я целенаправленно стала заниматься этим вопросом: посмотрела литературу по теме, посетить кружок «Художественная роспись», с помощью родных и друзей собрала небольшую коллекцию предметов хохломской росписи : чашки, самовар, разнос и многое другое. Также мне захотелось узнать, об истоках этого народно-прикладного искусства и нужна ли сегодня Хохлома.
1. Где зародилась Хохлома?
Меня заинтересовал вопрос: Откуда возникла традиция росписи?
Хохломской промысел был основан в Заволжье в 19 веке, на территории Нижегородской области. Жители селений Сёмино, Кулигино расположенных по берегам реки Узолы, испокон веков занимались окраской деревянной точеной посуды. Деревянная посуда была очень доступной, простой в использовании и удобной, славилась дивными узорами и яркими красками.
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрика «Хохломская роспись» и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник».
2. Легенда о хохломской росписи
Но не только дивными узорами и яркими красками привлк меня этот народный промысел. Легенда о хохломской росписи поразила меня не менее.
Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах на берегу тихой реки человек. Кто он и откуда пришел, нам неведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так раскрашивал, что, казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: „Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!“ Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять приказ, но не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать золотую посуду. В каждой избе сверкали золотом чашки да ложки. А было это село под названием Хохлома. Много золотой посуды продавалось на ярмарке в этом селе. Так и возникло название „Золотая хохлома“. Видно не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей!
3. Как изготавливают предметы народного промысла.
Изделия с хохломской росписью создаются в несколько этапов.
• Сначала бьют баклуши, то есть делают – заготовки из дерева. Так получается основа – «бельё» (неокрашенные изделия) – резные ковши и ложки, чашки.
• После сушки заготовки грунтуют жидкой очищенной глиной. Далее изделие сушат 7-8 часов и покрывают слоями олифы. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза.
• Следующий этап – лужение, то есть втирание в поверхность изделия алюминивого порошка. После лужения предметы приобретают красивый бело – зеркальный блеск, и готовы для росписи.
• Далее нужно было приступать к росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи – красный и чёрный, жёлтый но для оживления узора допускаются - коричневый, зеленый тон. Заключительный этап: расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160. До образования лаковой плёнки золотого цвета.
Так получается знаменитая «золотая хохлома»!
Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов: узор из цветов, трав и ягод называется растительным орнаментом.
Самый любимый и стародавний из них – «травный орнамент», или просто «травка». Это удлинённые, слегка изогнутые былинки, написанные по три, по пять и больше – кустиком.
Травка обычно пишется красным и чёрным цветом. Её основные широкие и длинные листья сочны, потому что на кисточку берётся много краски, и она ложится плотно на поверхность предмета. Кончики листьев написаны тонко, они кудрявятся, словно гнутся от ветра. Тонкие и частые штрихи-травинки по сторонам основного кустика и бусины-ягодки на длинных стебельках делают эту роспись особенно живой и изящной.
«Травка» – самостоятельный тип росписи, но она обязательная часть любого растительного орнамента «хохломы». Очень часто среди кустиков и веточек чёрной, красной, зелёной или жёлтой травки художник помещает ягодки, цветы, птиц и рыбок.
Такой орнамент тоже называется «травным», или именем ягодки или цветка.
Хохломские узоры и похожи на живые растения, и не похожи на них.
Когда собрала материал о предмете своего исследования, то выяснила, что существовало время, когда хохломской промысел стал затухать. У людей стал пропадать интерес к деревянной посуде, на её место пришла посуда современная. В 20-30 годы XX века благодаря стараниям неравнодушных к искусству мастеров, народное ремесло не умерло, а получило дальнейшее развитие.
II. Практическая часть.
В исследовательской части я поставила Цель: выяснить, что ребята и взрослые знают о декоративно – прикладном творчестве в частности о росписи Хохломе.
Для решения поставленной цели провела анкетирование среди учащихся 5А класса и взрослых (в котором участвовало 18 учащихся и 6 взрослых всего 24 респондента).
В результате проведенного анкетирования выяснилось, что все опрошенные респонденты имеют представление о предметах хохломской росписи.
А 18 чел. из них хотели бы иметь изделия, украшенные хохломской росписью и не против того чтобы такие предметы украшали их дом.
Хохлома сегодня
В настоящее время данный вид прикладного искусства немного утратил свою актуальность, изделия хохломской росписи из повседневных превратились в декоративные. Это прекрасные сувениры, которые можно подарить к любому празднику.
Среди молодежи популярном становится использование элементов хохломской росписи в фото-проектах «Хохлома».
III. Заключение.
Считаю, что такие виды прикладного искусства должны развиваться и передаваться из поколения к поколению. Так как они вызывают чувство гордости и достоинства за свою Родину ведь именно в нашей стране жили замечательные мастера, создавшие такую декоративную роспись, которая до сегодняшнего дня продолжает удивлять, радовать, согревать сердца людей и являются замечательным украшением наших домов.
И нет такого человека, который бы остался равнодушным к русской сказке - Хохломе!
И в заключении вашему вниманию хочу представить свои работы….